Японские девочки – это праздник, который всегда с тобой, кругом – на улицах, в метро, в автомобильных пробках, на велосипедах, спящие в электричках, или веселящиеся на своих карнавалах. Когда путешествуешь по Японии, кружится голова. Она кружится от того, что все время крутится в разные стороны, потому что от японских девочек – в джинсах, шортах или кимоно – тем более в кимоно! – невозможно оторвать глаз. А у этих девочек есть свой особенный праздник. Он так и называется.
Третий день третьего месяца в Японии празднуется как «Праздник девочек». У него несколько названий – Хина мацури, «Праздник кукол», Момо мацури, «Праздник цветения персика», Дзеси-но сэкку, «Праздник первого дня змеи».
Это день связан с культом плодородия, жизненных сил и женского начала в его утонченной эстетической проекции и в особом, в наши дни почти сакрально, а в древности сакральном абсолютно, отношении японца к куклам. Конечно, речь не о всякого рода «барби», а о хина-нинге, особенных таких японских куклах.
Куклы – не предмет для игр, но предмет любования и почтения, как субститут человеческого тела, вместилище души, и, в глубокой древности, возможно, как предмет, заменивший собой человеческие жертвоприношения.
Сегодня о столь драматическом значении куклы в Японии мало кто думает. Просто в День девочек, каждый год 3-го марта в домах, где живут девочки, устанавливается специальная многоярусная подставка для кукол хинакадзари – это амфитеатр из 3, 5 или 7 ярусов, на которых рассаживаются настоящие японские куклы, чтобы благосклонно принимать людей, желающих выразить им свое почтение. Еще бы! Ведь на самом верхнем ярусе восседают куклы императора и императрицы, ярусами ниже – куклы министров и важных сановников. Кстати, без кукол (правда, других), возможно что не было бы (как ни крамольно это звучит) императорского дома и даже самой Японии! Ведь куклы-заменители, те самые, которые можно считать аналогами человеческих жертвоприношений, играли важную роль в обряде очищения о-хараи, в ходе которого изготавливались куклы-двойники членов императорской фамилии, и все они совершали обряд очищения от скверны.
Для японца чистота – категория сакральная, но, в их понимании, в природе нет мусора. Для древнего японца, как и для современного физика, мусор – это вещество не на своем месте. Поэтому нельзя очистится от скверны абстрактно и формально – иначе скверна останется в этом мире. Поэтому посредством ритуального действа скверна от человека переходила в куклу, которую опускали в реку. Река вынесет куклу в Мировой океан, на восьмом дне которого живет специальный бог-утилизатор скверны тел и душ – Бог Великого Издохания. Он куклу проглотит, и издохнет скверну куда-то ниже нижнего дна. И мир снова чистый. Так что кукла для японца – это очень важно, хотя про столь древние истоки Хина мацури в наши дни знает далеко не каждый японец. Более известен факт превращения праздника в общий и национальный с середины XVIII века, связанный с личностью Есимунэ, одного из сегунов династии Токугава, который имел около десятка дочерей.
С тех пор и по сей день в Хина мацури все девочки, красиво наряженные в свои кимоно, ходят друг к другу в гости, общаются с подружками и их старшими родственниками. Помимо радости общения праздник имеет важное для истинного японца социализаторское значение. Девочки должны демонстрировать все тонкости традиционного этикета, а соседи должны знать, как хорошо воспитаны эти девочки.