Дорога до Винчи

15 февраля 2017

Несколько слов о вечном. Имели счастье 10 дней отпуска провести в Тоскане – таскались по Тоскане... Поразили даже не великая Флоренция и ее шедевры – на этом взрощены, а малые города. Совсем малые, очень древние, не стремящиеся к шумной славе, со своей биографией, собственной гордостью и не уставшие быть радушными даже к залетным туристам. 

Полный текст

Несколько слов о вечном. Имели счастье 10 дней отпуска провести в Тоскане – таскались по Тоскане... Поразили даже не великая Флоренция и ее шедевры – на этом взрощены, а малые города. Совсем малые, очень древние, не стремящиеся к шумной славе, со своей биографией, собственной гордостью и не уставшие быть радушными даже к залетным туристам.
Пистойя, о которой раньше никогда не слышали. В увесистом справочнике по Тоскане она занимает не многим более абзаца.Садимся и едем более ста км, дорога петляет среди скошенных плоскостей апеннинских предгорий, виноградников и полей подсолнухов.
Жара, пустые улицы, паркуем машину и почти наугад углубляемся в узкие проходы между старых домов с облупленной штукатуркой, ищем старый центр города. Наугад выбредаем на массивное здание, по фасаду отделанное разноцветным мрамором, в стиле Флоренции, а сбоку в переулках оно не облицовано, видны стены из простой плинфы. Церковь. После яркого солнца из полумрака глаза выхватывают только белое резное место для проповедей и мраморную купель. Ахаем, замираем, далее почтительно, но бегло оглядываемся и снова выходим в разогретый камень улиц Пистойи. В городе пусто. Редкие прохожие – это туристы, распаренные и изнемогающие, они прилежно озираются по сторонам в поисках достопримечательностей, но дойдя до тени кафешек, сдаются и оседают в них. Штудируем то немногое, что есть в путеводителе о Пистойе.
- ... купель в церкви св. Джованни, возможно, первая самостоятельная работа Николы Пизано!..- вот так забрели в первую же церквушку, - а в местном соборе какой-то уникальный алтарь...
Бредем в собор, как кто ведет нас узкими улочками через каменные проходы, тылами выходим на площадь и обмираем от красоты. Ажурные арки, цветной мрамор, могучий баптистерий, епископский дворец, а посреди площади возводится арена и россыпи песка – город готовится к традиционным соревнованиям – охота на медведя на лошадях!( Как позже узнали мы, кто поразит метче картонного зверя, тот и выиграл!)
Из собора доносится орган, старина обретает свой голос, и мы идем как на манок. Орган заполняет все пространство от каменного пола со стертыми плитами-надгробиям до деревянного потолка, озвучивает мраморные статуи и фрагменты настенных фресок. В храме среди немногих туристов бродят совсем юные создания в майках с надписью «ask me». Отлавливаем одну такую девчушку:
- Неужели у вас живая музыка?
- Конечно, вечером будет концерт, а сейчас органист репетирует.
Девочка-волонтерка рада, что ее помощь понадобилась и смущена, что не очень хорошо говорит по английски. Она начинает нам рассказывать о соборе, и очень боится, что мы не всё поймем:
- ... собор на месте старой римской церкви... а еще у нас есть алтарь с изображением библейских сюжетов, в нем 600 фигур, серебро с позолотой, его делал такой мастер, Брунелесски, он еще во Флоренции в Баптистерии «Врата рая» делал в похожей технике, тоже фигурки... А-а, вы слышали о Брунелесски?.. И во Флоренции были?..С ним вместе работали отец и сын Пизано... И о Пизано слышали? Нет, сам алтарь я показать не могу, обратитесь к зеленой майке, у него можно купить билеты, и он откроет для вас дверь.
Зеленая майка, услышав нашу просьбу, степенно приносит ключи и открывает резные врата специально для нас. Во Флоренции к копии «Врат рая» не так-то просто протиснуться, плотная стена туристов, в музей мы не успели. А здесь мы обползываем и обсматриваем весь золотой алтарь Брунелесски и Пизано. Ахаем, охаем. Зеленая майка милостиво позволяет нам восторгаться, терпеливо ждет, когда мы натешимся. На все наши вопросы на английском, зеленая майка обстоятельно отвечает на итальянском, на попытки переспросить, повторяет еще медленнее и солиднее, так что мы смиряемся и из пиетета начинаем уже немного понимать и по итальянски. Суть, что вот здесь Ветхий завет, а здесь Новый завет...
Девочка «ask me» отводит нас в одну из капелл, показывает картину, говорит что работа Вероккьо, но сейчас ведется спор, возможно, левая часть ее - это одна из ранних работ Леонардо.
- Вы слышали о Леонардо? – она очень боится, что иностранцы могут не знать местного художника, и что этим она поставит их в неловкое положение.
- Он у нас здесь жил, знаете да?
Мы в первые секунды теряемся, какой это в Пистойе Леонардо?
- Это наш местный художник, он здесь совсем недалеко родился. Писал картины для церквей. Теперь искусствоведы пытаются доказать, что во многих местных церквях его работы. В Пистойе он жил и учился. Он потом во Флоренцию переехал. А сам он из Винчи. Вы не были в Винчи? Не были? О, но знаете Леонардо из Винчи!

И девочка-волонтер страшно радуется, что иностранцы знают «local artist» Леонардо из Винчи.
Для Пистойи он просто Леонардо, а Винчи – это под Пистойей, указатель на дороге, почти деревня. Главное, он их, местный, а потом уж во Флоренцию переехал, да мало ли где он еще жил и работал.
И вообще, я заметила, что в городах Тосканы, предпочитают своих местных художников.
Заходим в крохотную церквушку в городке Вольтерра – размером с комнату, не более, оконные проемы без стекол, одна из дверей выходит на улицу, другая - прямо в ресторанчик. Всматриваюсь в картины, надо же, таблички есть - Даниэле да Вольтерра! Это тот самый, который с Микельанжело работал, в Риме, в Ватикане, с ним та история с прикрыванием наготы в фреске «Страшного суда» в Сикстинской капелле случилась!...
Заехали в Масса-Маритима, 8 тыс. жителей. Какой собор! Какие скульптуры! Смотрим в скупые строки путеводителя. Опять «местный художник» - Джованни Пизано! Искусствоведы сходятся во мнении, что здесь не просто несколько его работ, а что великий мастер приложил руку к созданию интерьера всего собора – его стилистика! А точнее кто ж скажет? Это не Флоренция, не Сиена, так, крохотный городок, пригласил в13 веке местного молодого художника.
Обычное для Тосканы дело, записей подробных не осталось, но выбор хороший!


0.071046829223633