Культ гор по-итальянски

29 июня 2014

Наверное, в мире нет такого народа, который не использовал бы возможность поселить своих богов в горы. Или, в более широком смысле, не рассматривал бы горы в качестве сакрального ландшафта. Или ландшафта сакрального. На горных вершинах живут боги, гнездятся драконы, страдают титаны, вершатся судьбы этого мира.  

Полный текст публикации

Наверное, в мире нет такого народа, который не использовал бы возможность поселить своих богов в горы. Или, в более широком смысле, не рассматривал бы горы в качестве сакрального ландшафта. Или ландшафта сакрального.
На горных вершинах живут боги, гнездятся драконы, страдают титаны, вершатся судьбы этого мира.
В конце XV века на севере Италии, там, где города пребывают в объятиях Альпийской дуги и горы были контекстом, декорацией и фоном частной и государственной жизни, начала формироваться религиозная традиция, обращающаяся к идее культа священной горы, с практикой ритуальных восхождений. Главная гора в христианстве – Голгофа. На роль ее символического двойника в альпийских предгорьях выбирались чем-либо примечательные, особо красивые, выделяющиеся из общего ландшафта небольшие горы с довольно крутым подъемом. Вершины этих гор венчают небольшие храмы, миниатюрные часовни, а вдоль всей дороги, ведущей из долины к вершине, установлены художественные композиции, изображающие сцены из Крестного пути. Паломник, восходящий на вершины холмов Сакри-Монти, символически повторяет путь Христа на Голгофу и постигает божественную природу через сочувствие страданиям божества. У всех народов, проживающих в условиях земного тяготения, физическое возвышение тела легко конвертируется в метафизическое вознесение духа.
В период Контрреформации, когда католическая церковь всерьез озаботилась своим имиджем и стала инвестировать в северные территории, здесь, на севере Италии возникли самые изящные памятники католической архитектуры.
Девять комплексов Сакри-Монти Пьемонта и Ломбардии – Новый Иерусалим (1486), Вознесения Святой Марии (1589), Святого Франческо (1590), Розари (1598), Благословения Святой Девы (1617), Святой Троицы (1591), Голгофы Домодоссолы (1657), Бельмонте Вальперги (1712), – возводившиеся с конца XV по начало XIX века, вошли в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Есть множество других Сакри-Монти, которые не становятся менее прекрасными от того, что ЮНЕСКО обошло их своим вниманием. Одна такая «священная гора» увенчанная миниатюрным храмом, возвышается над деревней Левероне в долине Валле-д’Аоста. Она построена так, чтобы ее алтарная часть была ориентирована на Монблан. То есть ровно наоборот по сравнению с другими храмами, традиционно построенных алтарем к восходу солнца. Стало быть, у местного Сакри-Монти, храма Священной Горы, солнцем был сам Монблан, его загорающаяся в первых лучах восхода вершина. 

0.048745155334473