Йоруба

ЙОРУБА, народ на западе и юго-западе Нигерии, в Бенине (в районе Порто-Ново и Кету, где их называют нага), на юго-востоке Ганы и в Того (район Атакпаме). Общая численность 26,2 млн. человек, в том числе в Нигерии 25,5 млн., Бенине 380 тыс., Гане 200 тыс., Того 100 тыс. человек. Основные подразделения Йоруба: ойо, ифе, иджеша, эгба, иджебу, экити, ондо. Говорят на языке йоруба группы ква нигеро-кордофанской семьи. Существует несколько близких диалектов: ойо, ифе, ила, иджебу, экити, ондо, эгба, ово и др. (от них отличен диалект говорящего на языке Йоруба народа итсекири). Литературный язык на основе ойо. Письменность на основе латинского алфавита была создана в 19 веке европейскими миссионерами. Йоруба - христиане (протестанты, англикане, баптисты, методисты), часть мусульмане-сунниты, много приверженцев традиционных верований.

Полный текст публикации

ЙОРУБА, народ на западе и юго-западе Нигерии, в Бенине (в районе Порто-Ново и Кету, где их называют нага), на юго-востоке Ганы и в Того (район Атакпаме). Общая численность 26,2 млн. человек, в том числе в Нигерии 25,5 млн., Бенине 380 тыс., Гане 200 тыс., Того 100 тыс. человек. Основные подразделения Йоруба: ойо, ифе, иджеша, эгба, иджебу, экити, ондо. Говорят на языке йоруба группы ква нигеро-кордофанской семьи. Существует несколько близких диалектов: ойо, ифе, ила, иджебу, экити, ондо, эгба, ово и др. (от них отличен диалект говорящего на языке Йоруба народа итсекири). Литературный язык на основе ойо. Письменность на основе латинского алфавита была создана в 19 веке европейскими миссионерами. Йоруба - христиане (протестанты, англикане, баптисты, методисты), часть мусульмане-сунниты, много приверженцев традиционных верований.
Этногенез Йоруба изучен недостаточно. У Йоруба существует несколько этногенетических преданий. Существует гипотеза об азиатском или египетском происхождении Йоруба. В средние века Йоруба были создателями пред- и раннегосударственных образований в виде городов-государств (Ифе, Кету и др.), самым могущественным из которых было Ойо, создавшее в 18 веке "империю", простиравшуюся от реки Нигер на востоке до современной Ганы на западе. Традиционная культура Йоруба отличалась достаточно высоким уровнем развития уже в средние века.
Основное занятие Йоруба - ручное подсечно-огневое земледелие, у некоторых групп Йоруба - также рыболовство. Из продовольственных культур выращивают ямс, кукурузу, маниок, бананы, различные овощи, в северных районах - земляной орех и просо. Главное земледельческое орудие - мотыга, распространена также современная сельскохозяйственная техника. Экспортной культурой является какао. Скотоводство развито слабо из-за заражённости многих районов мухой цеце, отсутствия достаточного количества земли под пастбища. Разводят преимущественно овец и коз, а также домашнюю птицу.
В прошлом значительную роль играла охота. При дворах правителей Йоруба существовали отряды охотников, специализировавшиеся на определённых видах охоты - на слонов, леопардов, антилоп и др. Издавна развиты ремёсла: кузнечное дело, гончарство, ткачество, плетение, окраска тканей. Сохраняется разделение труда не только по возрасту, но и по полу (ямс, например, считается "мужской" культурой). Торговлей, исторически достаточно высокоразвитой, занимаются как мужчины, так и женщины. В настоящее время Йоруба вовлекаются в современную экономику, появляются новые специальности. Развиваются рабочий класс, национальная буржуазия, интеллигенция, представители которых обычно не порывают традиционные связи и отношения. Появилась профессиональная культура, довольно мало известная широким слоям. Йоруба составляют значительную часть научного потенциала Нигерии. В основанном и населённом преимущественно Йоруба городе Ибадан находится крупнейший в стране и один из известнейших в Африке университетов.
Большинство Йоруба живёт в сельской местности. Однако у Йоруба издавна существовали большие города-крепости, выполнявшие административные, торговые и многие другие функции, значительная часть которых сохранилась за ними и поныне. Основа традиционной социальной организации - община, состоящая из больших семей, сохранявшихся и в городах и не исчезнувшая в них полностью и в наше время. Традиционные ремесленные объединения в городах Йоруба нередко совпадали с родственными объединениями. Цеха в европейском значении этого понятия возникли только в колониальную и постколониальную эпохи.
Для Йоруба характерен уличный или линейный тип поселения, жилища вытянуты в одну или две линии вдоль улицы-дороги. Численность населения деревень колеблется от 20 человек до 4 и более тысяч; иногда одна деревня примыкает к другой. Традиционное жилище - одноэтажное, прямоугольное в плане. Постройки либо плетнёвые на деревянном каркасе, либо столбовые, снаружи и изнутри обмазаны глиной. Крыша дву- или четырёхскатная из соломы, пальмовых листьев или рифлёного железа. Господствующий тип жилища - однокамерная нерасчленённая постройка. На территории домохозяйства (агболе) сооружается несколько жилищ в зависимости от числа взрослых мужчин - членов большой семьи и её состоятельности. Имеются хозяйственные постройки.
Широко распространена традиционная одежда, ценится одежда из тканей ручной выделки. Мужская одежда украшается вышивкой. Разнообразны женские головные повязки. В городах распространяются европейская одежда, а также универсальная по покрою "общеафриканская" расшитая просторная одежда, надеваемая через голову.
В пищу употребляют клубни ямса различных видов: варят, жарят отдельно или в смеси с различными овощами. Из ямса готовят "фуфу" - блюдо, выполняющее роль хлеба. Широкое употребление имеет кукуруза: зёрна кукурузы варят с бобами, жарят, добавляют к мясу или бананам, готовят каши. Большое место в пище Йоруба принадлежит бананам: их жарят, смешивают с бобовыми или ямсом. Всё большее распространение получает маниок, из которого делают муку, пекут лепёшки. В пищу употребляют также батат, тыкву, плоды хлебного дерева и др. В северных районах распространены блюда из сорго и риса. Большинство блюд очень острые, в них кладут много специй. Из мяса и рыбы готовят разные виды жаркого с острыми соусами. Для приготовления пищи используются растительное, в первую очередь пальмовое масло. Из сока масличной пальмы приготовляют вино - "эму". Из кукурузы, бананов и сахарного тростника варят пиво.
У Йоруба сохраняются календарные праздники, маскарады, многочисленные ритуалы, обряды жизненного цикла, сопровождающиеся музыкой, пением, танцами. Богато устное народное творчество, прежде всего стихотворный и песенный фольклор, чрезвычайно разнообразный по тематике, сказки, мифы. Из художественных ремёсел выделяются резьба по дереву и бронзовое литьё.
Пантеон Йоруба - приверженцев традиционных верований состоит (по наиболее распространённым поверьям) из 401 божества-ориша. Верховное божество - Олорун - "хозяин неба", Одудува - божество земли (и в то же время первопредок и первый правитель Йоруба), Олокун - бог моря, Огун - бог железа и войны, покровитель воинов, охотников, кузнецов, Шанго - бог грома и молнии и одновременно четвёртый легендарный правитель Йоруба, Ифа - божество предсказания судьбы и т.д. В настоящее время "функции" традиционных божеств расширяются: например, Огун ныне считается покровителем и шофёров. Первоосновой же духовной жизни Йоруба исторически является культ предков. Большим весом обладает тайный союз Эгунгун. У Йоруба существуют и культы семейных божеств-покровителей. Широко распространены магия, скапулимантия. Для отправления культов наиболее могущественных божеств существуют жрецы, сооружаются храмы. Жречество Йоруба имеет сложную титулатуру, хотя большой роли в общественной жизни никогда не играло.
Д.М. Бондаренко, Р.Н. Исмагилова // НиРМ 

0.069463014602661