Яки

ЯКИ, йаки, йоэмэм (самоназвание - "люди"), йореме, индейский народ в Мексике. Живут на склонах Западной Сьерра-Мадре (бассейн рек Яки и Матапе) и тихоокеанском побережье в штате Сонора. Численность 27 тыс. человек. Небольшая группа Яки живёт на юго-западе штата Аризона в США. Близкородственны майо. Язык подгруппы кахита сонорской группы юто-ацтекской семьи. Распространены также испанский, в меньшей степени английский языки. Верующие формально - католики. 

Полный текст публикации

ЯКИ, йаки, йоэмэм (самоназвание - "люди"), йореме, индейский народ в Мексике. Живут на склонах Западной Сьерра-Мадре (бассейн рек Яки и Матапе) и тихоокеанском побережье в штате Сонора. Численность 27 тыс. человек. Небольшая группа Яки живёт на юго-западе штата Аризона в США. Близкородственны майо. Язык подгруппы кахита сонорской группы юто-ацтекской семьи. Распространены также испанский, в меньшей степени английский языки. Верующие формально - католики.
В начале 17 века на территории Яки иезуитами основаны миссии - 8 больших деревень, в которых построены первые церкви, - "священные города" (Бакум, Кокорит, Торин, Викам, Потам, Раум, Уиривис, Белен), современные культовые центры. До начала 20 века вели вооружённую борьбу против испанских колонизаторов и мексиканского правительства. Многие Яки были высланы на плантации Юкатана и Оахаки, эмигрировали в США (штат Аризона); часть вернулась обратно в 1910-20-х годах. Яки подверглись значительной аккультурации и метисации.
Занимаются ручным земледелием по берегам рек (поливным и богарным: кукуруза, фасоль, чиле, тыквы, амарант, хлопок, а также пшеница, яблоки и др.). Важную роль продолжает играть собирательство (коренья, плоды меските и кактуса, дикий амарант), подсобное значение - охота, речное и морское собирательство, рыболовство. С 17 века занимаются скотоводством (коровы, козы, овцы, лошади) и разведением кур. Из традиционных ремёсел сохранились плетение (циновки, утварь, корзины, ритуальные головные уборы и др.), изготовление деревянных масок для танцев, глиняных сосудов для поминальных церемоний.
Современная одежда общемексиканского типа. Элементы мужской традиционной одежды сохраняются в обрядовом костюме: короткие до колен запашные юбки, штаны ниже колен из широкого длинного полотнища, обёрнутого вокруг бёдер, широкий тканый цветной пояс.
Традиционное жилище - однокамерная прямоугольная хижина с куполообразным сводом на каркасе из ветвей, крытых тростниковыми циновками, входная стена отсутствует. С 17 века распространяются однокамерные прямоугольные "энрамадас" - дома со стенами из ветвей, тростника, глинобитные, из адобов, с низкой двускатной или плоской крышей из ветвей, тростника, циновок, придавленных камнями. До испанского завоевания в больших поселениях жило до 2-4 тыс. человек, остальные - в малых деревнях по 200-250 человек.
Общины возглавлялись военными вождями и советом старейшин. Современные ранчерии включают около 20 домохозяйств из нескольких малых семей. До недавнего времени наблюдалась тенденция к эндогамии общин и экзогамии деревень-ранчерий. Счёт родства билинейный, брак патри- или неолокальный. Важную роль играет система компадрасго.
В политико-религиозной организации сочетаются традиционные и испанские колониальные черты. Выделяются 5 иерархически организованных групп ("йяурам"): 1-я - связанная с католическим культом ("теопо"); 2-я - 5 выбираемых ежегодно "губернаторов" ("кобаноам"); 3-я - военная организация ("йоэмсонтаом"); 4-я - два ритуальных братства-кофрадии ("кохтумбре"); 5-я - устроители празднеств ("пахкоме"). Существуют также "йо-отуи" - ораторы.
В организации ритуалов кофрадиями отражена древняя дуальная организация, символически связанная с двумя сезонами года (дождей и засухи). Во время Великого поста и Пасхи организуют драматические представления Страстей Господних. На это время к главам кофрадий переходит власть в общинах. Сохраняются доиспанская мифология, фольклор, культы предков, духов-хозяев, личных духов-покровителей, шаманизм. В шаманских ритуалах используются наркотические средства.
А.А. Бородатова // НиРМ

0.0673508644104