Шауни

ШАУНИ, шауануа (самоназвание- "человек юга"), индейский народ группы алгонкинов в США (в основном в штате Оклахома). Численность около 3 тыс. человек. Язык шауни (шони) с диалектным членением по трём современным группам. Вытесняется английским языком. Шауни - в основном баптисты. 

Полный текст публикации

ШАУНИ, шауануа (самоназвание- "человек юга"), индейский народ группы алгонкинов в США (в основном в штате Оклахома). Численность около 3 тыс. человек. Язык шауни (шони) с диалектным членением по трём современным группам. Вытесняется английским языком. Шауни - в основном баптисты.
Предположительно, в конце 17 века были вытеснены ирокезами из долины реки Огайо, в дальнейшем отличались сильной раздробленностью и подвижностью. Ареал миграций возникших групп простирался от Великих Озёр до Алабамы и Джорджии на юге и рек Саскуэханна и Делавэр на востоке. В ходе миграций контактировали с мускогами и др. В начале 18 века большинство Шауни соединилось в Восточной Пенсильвании, во 2-й половине 18 века - в Огайо. С конца 18 века рассеяны несколькими группами в бассейне Миссисипи. В 19 веке мигрировали на Индейскую территорию (современный штат Оклахома), где образовалось три группы: восточные (переселились в 1831 из штата Огайо на северо-востоке Оклахомы вместе с сенека, от которых отделились в 1867), чирокские (первоначально переселились в резервацию в Канзасе, в 1869-70 объединились в Оклахоме с чироки) и так называемые отсутствующие (т.к. не жили в Канзасе при разделе резервации Шауни), которые были вытеснены из Арканзаса и Техаса в 1836-39 в центральную Оклахому. К середине 19 века родовая организация Шауни пришла в упадок, а затем эволюционировала в систему шести так называемых "именных групп" - неродственных тотемных объединений.
Традиционная культура типична для индейцев северо-востока Северной Америки (см. в статье Индейцы). Занимались подсечно-огневым ручным земледелием (летом) и охотой (зимой), а также рыболовством, с начала 18 века - также трапперством.
Современные занятия - фермерство, работа по найму, мелкое предпринимательство.
Существовали 12 патрилинейных экзогамных тотемных родов. Делились также на 5 патрилинейных родственно-функциональных групп (первоначально, возможно, локализованных), из которых чалака и тавикила ведали управлением (вождь племени принадлежал к одной из этих групп), кишпоко - военным делом, пекови - ритуалами, мекоче - лечением (знахарством). Имели дуальную потестарную организацию: племя и каждая из пяти групп имели "мирного" и военного вождей, составлявших племенной совет с участием старейшин (без права голоса). Военный вождь племени принадлежал к роду Великой Рыси. Параллельно существовали женщины-вожди - также "мирные" и военные, - ведавшие возделыванием маиса, некоторыми праздниками и церемониями. Женщина - "мирный" вождь племени имела право просить военного вождя отказаться от намеченного похода, могла даровать жизнь военнопленным.
Верховное божество - демиург и культурный герой, небесная женщина Наша Бабушка, или Папоткве ("Облако"). Характерны церемониальные танцы (в том числе Пляски Весеннего и Осеннего хлеба), культ тайных "священных свёртков". Элементы традиционной культуры лучше сохранялись у "отсутствующих" Шауни.
А.А. Истомин  // НиРМ

0.068949937820435