Шошоны

ШОШОНЫ, шошони. 1. Группа индейских народов в США, говорящих на языке северных групп юто-ацтекской семьи - нумик, такик, тубатубал, хопи; ранее они выделялись в особую шошонскую группу. Группа нумик (от английского Numa - по самоназванию пайют и собственно Шошоны) включает язык моно и северный пайют (подгруппа западный нумик), панаминт, шошони и команчи (подгруппа центральный нумик), ют, южный пайют, кавайису и чемехуэви (подгруппа южный нумик). На этих языках говорит большинство индейцев Большого Бассейна (пайют, собственно Шошоны, юте, кавайису, восточные моно), некоторые народы Калифорнии (моначи, или западные моно) и Юго-Запада (чемехуэви), а также команчи, отделившиеся от собственно Шошонов в конце 17 века и поселившиеся на Великих Равнинах. 

Полный текст публикации

ШОШОНЫ, шошони. 1. Группа индейских народов в США, говорящих на языке северных групп юто-ацтекской семьи - нумик, такик, тубатубал, хопи; ранее они выделялись в особую шошонскую группу. Группа нумик (от английского Numa - по самоназванию пайют и собственно Шошоны) включает язык моно и северный пайют (подгруппа западный нумик), панаминт, шошони и команчи (подгруппа центральный нумик), ют, южный пайют, кавайису и чемехуэви (подгруппа южный нумик). На этих языках говорит большинство индейцев Большого Бассейна (пайют, собственно Шошоны, юте, кавайису, восточные моно), некоторые народы Калифорнии (моначи, или западные моно) и Юго-Запада (чемехуэви), а также команчи, отделившиеся от собственно Шошонов в конце 17 века и поселившиеся на Великих Равнинах.
Группа такик включает язык серрано, габриелино, китанемук, купеньо, кауильа, луисеньо, на которых говорили народы Южной Калифорнии (из современных - серрано, кауильа, луисеньо и др.). Группы тубатубал и хопи включают по одному языку: тубатубал, принадлежащий народу тубатубал в Калифорнии (бассейн реки Керн на западных склонах Сьерра-Невады), и хопи, на котором говорят хопи, народ группы пуэбло.
Выделение шошонской группы народов ныне устарело.
2. Собственно Шошоны, нымы, нывы (самоназвание - "человек", "люди"), индейские народы, живущие в центральной и северо-восточной части Большого Бассейна и прилегающих областях. Делятся на западных, северных и восточных Шошонов. Говорят на языке панаминт (западные Шошоны-панаминт) и диалектах языка шошони (северные, восточные и большинство западных Шошонов).
Западные Шошоны традиционно обитали в районе Долины Смерти в Южной Калифорнии (группа панаминт), в Центральной и Северо-Восточной Неваде и около Большого Солёного озера на северо-западе современного штата Юта (группа гошиют, или госиют, и др.). Численность около 3 тыс. человек. Традиционная культура типична для индейцев Большого Бассейна (см. в статье Индейцы).
Занимались бродячим собирательством (семена, в том числе горной сосны, ягоды, корни, в районе Долины Смерти - стручки мескита; насекомые и их личинки, особенно чёрные мормонские сверчки), и охотой (горный баран, антилопа-вилорог, кролики и другие грызуны, водоплавающая птица). При собирательстве использовали палки-копалки, семявыбивалки, конические заплечные корзины и др. Было распространено плетение, делали грубую керамику. В отличие от северных и восточных Шошонов не знали коневодства.
Малые семьи объединялись в локальные группы с неустойчивым составом. Брачное поселение амби- и неолокальное. Существовали левират, сорорат (в том числе сороральная полигиния), братская полиандрия, обмен сиблингами, у Шошонов центральной Невады известно умыкание.
Распространён шаманизм; единственный церемониальный танец - Круговая Пляска.
Контакты с американцами с 1827, регулярные - с середины 19 века. Поддерживали мирные отношения с мормонами, поселившимися у Большого Солёного озера. Конфликты с другими поселенцами прекращены договором 1863. Во 2-й половине 19 - начале 20 века расселены в многочисленных резервациях на традиционных этнических территориях в штатах Калифорния, Невада и Юта.
Северные Шошоны живут главным образом в резервации Форт-Холл на реке Снейк на юго-востоке штата Айдахо. Численность около 4 тыс. человек. Традиционно обитали в верхнем течении рек Снейк и Сэлмон (южная часть современного штата Айдахо).
Традиционная культура типична для индейцев Большого Бассейна с элементами культуры индейцев Плато. Занимались охотой (бизон, антилопа-вилорог, олень, горный баран), рыболовством (форель, лосось) и собирательством (семена злаков, корни, в том числе одного из видов валерианы, луковицы, в том числе камас). Развита выделка оленьих шкур, плетение, изготовление посуды из стеатита, было известно производство грубой лепной керамики.
Для социальной организации северных Шошонов характерны группы с нестабильным составом и лидерством. В конце 17 века заимствовали коневодство, частично перешли к конной охоте на бизона (истреблённого на их территории к 1840), совершали охотничьи походы (часто вместе с салишами-флатхед) на восток за Скалистые горы, где враждовали с черноногими. В 18-19 веках на территорию северных Шошонов мигрировала часть северных пайют (так называемых баннок), привлечённых возможностями конной охоты на бизона, которые, сохранив свой язык (северный пайют), жили мирно с северными Шошонами (характерно двуязычие). Смешанные группы перешедших к конной охоте северных Шошонов и баннок в долине реки Лемхай и в районе Форт-Холла испытали влияние культуры индейцев Великих Равнин (методы охоты, палатки-типи, головные уборы из перьев и др.). На время походов образовывали объединения с выборными вождями, советами и глашатаями. Безлошадные северные Шошоны, обитавшие по склонам хребта Сотут (так называемые "едоки баранов"), жили мелкими рассеянными группами, как западные Шошоны, занимались охотой на местных копытных и рыболовством.
Счёт родства билинейный. Семья малая, главным образом моногамная, встречалась неформальная полиандрия и сороральная полигиния, обычны левират и сорорат. Брачное поселение амбилокальное. Представление о собственности на природные ресурсы отсутствовало.
Традиционная религия - культы духов-хранителей, демиурга Аппы ("Отец"); главные мифологические персонажи - демиург Волк и трикстер Койот.
Контакты с американцами с начала 19 века. Расселение белых колонистов по территории северных Шошонов с 1860-х годов вызывало многочисленные конфликты, в 1878-79 - "войну баннок" и "войну едоков баранов". В 1867 создана резервация Форт-Холл (территория которой впоследствии неоднократно урезалась), в 1875 - резервация Лемхай, ликвидированная в 1907. Её жители переселены в Форт-Холл. В резервации северные Шошоны и баннок окончательно смешались, употребляют оба языка, английский язык до 1960-х годов знали плохо. Резервация получает доходы от сдачи земель в аренду.
Восточные Шошоны живут в резервации Уинд-Ривер в штате Вайоминг. Численность 2,4 тыс. человек. Традиционная территория- район Скалистых гор на западе штата Вайоминг. Делились на "едоков горных баранов" (северные горные районы, в том числе по реке Шошони, притоку реки Бигхорн, до озера Йеллоустон на северо-западе) и "едоков бизонов" (южные районы, в том числе верховья реки Грин-Ривер). Традиционная культура представляет переходный тип от культуры Большого Бассейна к культуре Великих Равнин. Предположительно, появились в предгорной части Великих Равнин вместе с команчами около 1500, занимались пешей охотой на бизонов. В конце 17 века заимствовали у соседей коневодство и перешли к конной охоте на бизонов. Охотились также на оленя, бобра, горного барана, грызунов, занимались рыболовством (форель и др.) и собирательством (ягоды, луковицы камас и др.). Была развита выделка кожи, плетение, делали посуду из стеатита. На охоте зимой пользовались снегоступами. У "едоков горных баранов" сохранилось характерное для пеших охотников Великих Равнин использование собак для перевозки грузов - вьюком или с волокушей, на которой устанавливалась корзина или кожаный короб. Имели племенную организацию. Племя объединялось на время охоты на бизона, зимой распадалось на 3-5 групп с неустойчивым составом. Некоторые семьи присоединялись к другим племенам (например, кроу). Во главе племени восточных Шошонов стоял выборный вождь, имевший временных помощников. Существовали большие семьи, известны полигиния, обмен сиблингами. Традиционные культы - шаманизм, духов-хранителей, верховного божества ("Нашего Отца"), были развиты церемониальные танцы (в том числе пляски Солнца и Отца). Существовало два военных общества: "Жёлтые макушки" (по выкрашенному в жёлтый цвет пучку волос), состоявшее из молодёжи и в походе шедшее в авангарде, и "Брёвна", состоявшее из мужчин среднего возраста и защищавшее арьергард. Вели непрерывные войны с соседями. В конце 18 - начале 19 века из-за поражений в войнах с черноногими и потерь от эпидемий оспы отошли к западу. Во 2-й четверти 19 века перешли к союзу с белыми, участвовали на стороне США в войнах с другими индейскими народами. В 1868 создана резервация Уинд-Ривер. После истребления бизонов переживали упадок (с 1880-х годов), численность сократилась. К середине 20 века начался рост численности, миграция в города, в резервации возросло влияние арапахо. Занимаются сельским хозяйством, ремёслами, работой по найму. Сохранили язык, некоторые традиционные обряды и верования.
А.А. Истомин // НиРМ 

0.067010164260864