Чамалалы

ЧАМАЛАЛЫ, чамалали, чамалади, чама-ига (самоназвание - "сухая курага"), народ в Российской Федерации. Живут в Дагестане (Цумадинский район, 7,2 тыс. человек) и Чечне (2,1 тыс. человек). Общая численность около 9,5 тыс. человек. Переписи населения СССР включали Чамалалов в состав аварцев. Говорят на чамалальском языке нахско-дагестанской семьи. Диалекты - гакваринский и гигатлинский. Распространены аварский, русский, частично чеченский языки. Преподавание в школах на аварском языке. Верующие - мусульмане-сунниты, шафииты. 

Полный текст публикации

ЧАМАЛАЛЫ, чамалали, чамалади, чама-ига (самоназвание - "сухая курага"), народ в Российской Федерации. Живут в Дагестане (Цумадинский район, 7,2 тыс. человек) и Чечне (2,1 тыс. человек). Общая численность около 9,5 тыс. человек. Переписи населения СССР включали Чамалалов в состав аварцев. Говорят на чамалальском языке нахско-дагестанской семьи. Диалекты - гакваринский и гигатлинский. Распространены аварский, русский, частично чеченский языки. Преподавание в школах на аварском языке. Верующие - мусульмане-сунниты, шафииты.
Традиционные занятия - земледелие и скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, кукурузу. В животноводстве преобладало отгонное овцеводство. Развиты садоводство (яблони, груши, сливы, абрикосы и др.), пчеловодство, виноградарство (в долине реки Андийское Койсу). Ремёсла - сукноделие, производство войлока, паласов, медной посуды, деревянной утвари, обработка серебра, кузнечное, обработка шкур, кожи. Было развито отходничество в Чечню, города и хлебные районы Дагестана. Современные занятия - животноводство, пахотное земледелие, огородничество, садоводство, частично пчеловодство, ремёсла.
Преобладает малая семья. Предпочитают кузенные браки. Существуют патрилинейные родственные группы-тухумы.
Поселения кучевые, ступенчатые, окружённые сторожевыми башнями. Каждое селение состояло из 5-12 кварталов, первоначально - тухумных поселений. Каждый квартал имел свою мечеть, в центре селения находилась пятничная мечеть (джума). Общиной управляли выборные старшины из влиятельных тухумов. За годы советской власти селения расширились. Новая часть селений имеет разбросанную планировку.
Дома каменные, одно-, двух- и трёхэтажные, квадратные в плане, со входом с улицы, одно- и многокамерные в зависимости от состоятельности жителей и рельефа местности. Крыши домов глинобитные, плоские, полы каменные или глинобитные. В последнее время появились дома с четырёхскатными или двускатными крышами из шифера или кровельного железа, с деревянными полами, полутораэтажные - с высоким, углублённым в землю цоколем-кладовой.
Традиционная мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинных шуб различных типов, безрукавок и курток, войлочной бурки. Головным убором служила овчинная папаха конической формы. Традиционная обувь - чарыки из сыромятной кожи, сапоги из войлока, вязаные шерстяные носки. Женская одежда состояла из рубахи, тёмного платья, подпоясанного длинным матерчатым поясом яркой расцветки, штанов, овчинной шубы. Головным убором служила чухто - чепец, закрывающий голову, и пришитый к нему мешочек для волос, свисающий на спину. Поверх чухто носили платок из домотканого сукна. Украшением мужчин служили пояс, кинжал, газыри, женщин - налобная цепочка из серебра или меди, пришиваемая к чухто, кольца, серьги, шейные цепочки, подвески, бусы, медные и серебряные монеты.
Ежедневная пища - хинкал с мясом и чесноком. Хлеб преимущественно пресный.
Чамалалы создали богатый песенный и танцевальный фольклор. Песни исполняются на аварском языке. Основные музыкальные инструменты - пандур (струнный инструмент со струнами из кишок животных), зурна (род дудки), бубен. Из календарных обрядов основной - праздник первой борозды. Сохранились вера в духов гор, народная демонология, культ святых, предков. Были распространены знахарство, гадания, обряды вызова дождя, солнца, различные виды магии.
Г.А. Гаджиев // НиРМ 

0.064110994338989