Чуванцы

ЧУВАНЦЫ, этэль, этал (чукотское - "юкагир"), народ в Российской Федерации (1380 человек). Живут в основном в Чукотском АО (944 человек). Язык, предположительно близкий к юкагирскому, утрачен. Говорят на чукотском языке (кочевые Чуванцы) и "марковском" диалекте русского языка (оседлые Чуванцы). Верующие - православные. В русских источниках Чуванцы упоминаются с середины 17 века как один из юкагирских родов. 

Полный текст публикации

ЧУВАНЦЫ, этэль, этал (чукотское - "юкагир"), народ в Российской Федерации (1380 человек). Живут в основном в Чукотском АО (944 человек). Язык, предположительно близкий к юкагирскому, утрачен. Говорят на чукотском языке (кочевые Чуванцы) и "марковском" диалекте русского языка (оседлые Чуванцы). Верующие - православные.
В русских источниках Чуванцы упоминаются с середины 17 века как один из юкагирских родов. Были расселены в районе Шелагского мыса, в бассейне нижнего и среднего течения реки Палаваам, в верховьях рек Амгуэма, Чаун, Большой и Малый Анюй. Занимались кочевым оленеводством, охотой на диких оленей и рыболовством. Ещё до прихода русских занимались посреднической деятельностью в меновой торговле чукчей с населением Охотского побережья. Делились на патрилинейные роды, возглавлявшиеся "князьцами", или "тойонами". Жили в переносных конических чумах и конических жилищах с остовом из жердей, крытых корой и дёрном. С обращением в 17-18 веках Чуванцев в христианство процесс сближения с русскими усилился. К началу 18 века Чуванцы насчитывали около 520 человек, смешивались с ходынцами. Их общая численность в 1750 - 600 человек. В 1740-50-х годах чуванские и юкагирские стойбища подвергались набегам чукчей. В этот период большая группа Чуванцев переселилась в Анадырский острог, с упразднением его в 1770 - в Гижигу. Гижигинские Чуванцы испытали культурное и языковое влияние коряков. С прекращением в конце 18 века военных столкновений между чукчами и русскими группы Чуванцев вновь начали переселяться на Анадырь. К началу 19 века сформировались две этнографические группы Чуванцев: оседлые Чуванцы (марковцы, анадырцы), расселённые в районе села Марково и небольших заимках по реке Анадырь, в значительной степени обрусевшие, и кочевые, оленные Чуванцы, расселённые в верховьях Анадыря, близкие по культуре к оленным чукчам и корякам. В конце 19 века Чуванцы составляли одно из пяти "обществ" Анадырской округи. Говорили на "марковском" диалекте, называя себя марковцами, анадырцами, анадырщиками. По переписи 1897, было 275 русскоязычных и 177 "бродячих" Чуванцев, из них в Анадырской округе Приморской области - 262 оседлых Чуванца и 144 кочевых, в Гижигинской округе - 15 человек, в Колымской округе Якутии - 32 человека. По переписи 1926-27, Чуванцы насчитывали 707 человек, из которых оседлые составляли 55%. В 1920-е годы марковцев стали именовать "камчадалами", и этноним "Чуванцы" применялся лишь к кочевым Чуванцам. До 1989 Чуванцы не учитывались переписями, их относили к русским и чукчам. Кочевые и оседлые группы в значительной степени смешались друг с другом и с соседними народами. Несмотря на это, Чуванцы сохранили устойчивое самосознание.
В 19 веке для оседлых Чуванцев-марковцев был характерен юкагирский тип хозяйства, включавший рыболовство, охоту на дикого оленя на переправах, разведение ездовых собак. Жили в общих с русскими старожилами и юкагирами селениях, в срубных домах, обычно с плоской крышей без потолка, земляным полом и чувалом (очаг из жердей, обмазанный глиной). В некоторых хозяйствах были бани. В июне, в ожидании хода красной рыбы (кета, горбуша) всей семьёй перекочёвывали на летники, расположенные вблизи рыбных тоней. Рыбу солили, квасили в ямах, заготавливали юколу. Осенью охотились на диких оленей на плавях. На охоту выезжали на долблёных лодках-каяках, охотились с помощью "поколюг" - специальных пик. Занимались также пушной охотой.
Кочевые Чуванцы занимались крупнотабунным оленеводством. Жили в ярангах.
Зимой Чуванцы носили меховую одежду чукотского типа - двойную меховую кухлянку и двойные штаны, летом - камлейку - глухую одежду с капюшоном, того же покроя, что и кухлянка, но из ровдуги или ткани. Обувь изготовляли из нерпичьей кожи, камусов, ровдуги. Марковцы использовали русскую одежду.
Оседлые Чуванцы питались главным образом рыбой и оленьим мясом с приправой из кореньев - продуктов собирательства. По праздникам пекли хлеб, пироги. Из напитков изготовляли брагу, в больших количествах пили чай. Пища кочевых Чуванцев состояла в основном из мяса оленя. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства Чуванцы, подобно чукчам и корякам, использовали мухомор.
Духовная культура и социальные отношения оседлых Чуванцев испытали значительное русское влияние. Отмечались церковные праздники, в домах имелись иконы и церковные книги. Свадьбы справлялись по русскому обычаю. Умерших хоронили по православным нормам, но в гроб мужчине клали табак, женщине - орудия для рукоделия. И у оседлых, и у кочевых Чуванцев был широко распространён охотничий фольклор, где совмещались действительные и фантастические сюжеты. У современных марковцев сохраняются старинные русские былины, песни, сказки. Заимствованием у русских является и драматическая игра "Лодка", воспринятая Чуванцами от камчатских казаков в 19 веке и бытовавшая до недавнего времени в поселке Марково.
Кочевые Чуванцы в основном сохраняют традиционные верования, православием затронуты мало. Отмечали сезонные праздники, связанные с оленеводческим хозяйственным циклом, сопровождаемые забоем оленей, жертвоприношениями и пр. Было развито шаманство, распространены антропоморфные и зооморфные фигурки из дерева, кожи, кости, камни для гадания, аналогичные корякским аняпелям. Современные кочевые Чуванцы работают совместно с чукчами и эвенами в оленеводческих хозяйствах ("Марковский" и др.), часть оседлых Чуванцев в хозяйствах занимаются ловом и переработкой рыбы. Собаководство практически исчезло. Многие из марковцев заняты в животноводстве и огородничестве.
Е.П. Батьянова, С.Н. Горохов // НиРМ 

0.061316967010498