Чорти

ЧОРТИ (испанское - от самоназвания ткорти, буквально - "язык кукурузного поля", т.е. "земледельцы"), виникоб ("люди"), индейский народ, один из народов майя в департаменте Чикимула на востоке Гватемалы и в прилегающих районах Гондураса. Численность в Гватемале 52 тыс. человек, в Гондурасе 10 тыс. человек. Язык группы чоль западной ветви семьи майя. Близки к чолям и чонталям. Верующие - католики, сохраняются традиционные верования. 

Полный текст публикации

ЧОРТИ (испанское - от самоназвания ткорти, буквально - "язык кукурузного поля", т.е. "земледельцы"), виникоб ("люди"), индейский народ, один из народов майя в департаменте Чикимула на востоке Гватемалы и в прилегающих районах Гондураса. Численность в Гватемале 52 тыс. человек, в Гондурасе 10 тыс. человек. Язык группы чоль западной ветви семьи майя. Близки к чолям и чонталям. Верующие - католики, сохраняются традиционные верования.
Чорти считаются прямыми потомками древнего населения, создавшего в 1-м тысячелетии нашей эры один из основных центров классической культуры майя - город-государство Копан. Возможны другие объяснения их ранней истории (смотри в статье Чоли). Данные топонимики свидетельствуют о более широком расселении Чорти до испанского завоевания - от Гондурасского залива до Сальвадора, от долины реки Мотагуа до бассейна реки Улуа. Покорены испанцами в 1524, впоследствии неоднократно восставали.
Большинство Чорти живут вместе с ладино соседскими эндогамными общинами в маленьких селениях-альдеях и посёлках-пуэбло. Гражданские лидеры общин - ладино, ритуальные - Чорти. Семья в основном малая, счёт родства патрилинейный, брак патрилокальный. Сохраняются большие семьи и патрилиниджи, кросскузенные браки, полигиния, отработки за невесту. Традиционные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза, бобовые, тыквы, какао, томаты, табак, в колониальный период введены рис и сахарный тростник - основная товарная культура), охота, рыболовство, пчеловодство. Разводят скот и домашнюю птицу. Сохраняются традиционные ремёсла: гончарство (женщины делают бытовую лепную керамику, мужчины - ритуальные курильницы и большие сосуды на продажу), плетение, ткачество, обработка дерева. Между отдельными посёлками существует ремесленная специализация. Застройка поселений нерегулярная. Жилище прямоугольное в плане, однокамерное, стены из глины, адобов, дерева или тростника, крыша двускатная из соломы или тростника, пальмовых листьев, иногда - черепицы, перед фасадом - открытая веранда. Традиционная одежда: у мужчин - длинные навыпуск белые рубахи с длинным рукавом, белые брюки, соломенные шляпы; у женщин - длинные запашные юбки, белый уипиль, шаль. Сохраняются дохристианская мифология, культы богов дождя в образе змей, бога-покровителя охоты в образе оленя, колдовство, пережитки шаманства, театрализованные представления на сюжеты традиционного и староиспанского фольклора, мифологического эпоса "Пополь Вух", сказочный и песенный фольклор. Основные праздники связаны с земледельческим календарным циклом, поминанием умерших, днями католических святых - патронов общин.
А.А. Бородатова // НиРМ 

0.070513010025024