Чоли

ЧОЛИ, чоль (на языке кекчи - "чужой", "дикий"), виникоб (самоназвание - "люди"), индейский народ, один из народов майя в Мексике (на севере штата Чьяпас и в пограничных районах штата Табаско). Численность 100 тыс. человек. Близки чонталям и чорти. Язык чоль западной ветви семьи майя. Диалекты: тумбала, тила и петальсинго (в двух последних много заимствований из языка цельталь). Распространён также испанский язык. Верующие в основном католики, сохраняются дохристианские верования. 

Полный текст публикации

ЧОЛИ, чоль (на языке кекчи - "чужой", "дикий"), виникоб (самоназвание - "люди"), индейский народ, один из народов майя в Мексике (на севере штата Чьяпас и в пограничных районах штата Табаско). Численность 100 тыс. человек. Близки чонталям и чорти. Язык чоль западной ветви семьи майя. Диалекты: тумбала, тила и петальсинго (в двух последних много заимствований из языка цельталь). Распространён также испанский язык. Верующие в основном католики, сохраняются дохристианские верования.
Согласно распространённому мнению, Чоли вместе с родственными чонталями и чорти были создателями городов-государств майя классической эпохи (1-е тысячелетие нашей эры) - Паленке, Тикаля и др. Однако более вероятно, что они расселились по южной части низменности и предгорий Юкатанского полуострова уже после падения классической цивилизации майя и, возможно, даже участвовали в её разгроме (9-11 века). До испанского завоевания в 16 веке жили в бассейне реки Усумасинта до озера Исабаль в Гватемале (где ныне на крайнем юго-востоке штата Петен сохранилась одна деревня Чоли). Переселены на севера Чиапаса в 16 веке. Сохраняли фактическую независимость до 1860-х годов, когда системой насильственных контрактов (отменена в 1915) были практически превращены в рабов на кофейных плантациях. Традиционные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (маис, фасоль, тыквы, овощи, на заливных землях - рис; кофе, сахарный тростник, картофель), с колониального времени - также пашенное, охота, рыболовство, пчеловодство. Разводят птиц и свиней. Острая нехватка земли вынуждает Чоли переселяться в другие районы (например, арендовать землю у лакандонов). Многие Чоли работают по найму на кофейных плантациях. Традиционные ремёсла - гончарство, плетение, ткачество. Поселения - посёлки с квартальной или нерегулярной застройкой и деревни кучевого плана, окружённые хуторами. Жилище - однокамерная хижина из тростника, с высокой двускатной крышей из пальмовых листьев. Традиционная одежда сохраняется у старшего поколения: у мужчин - короткие, широкие белые штаны и широкая рубаха с длинными рукавами, плетёные шляпы, сумки, сандалии, у женщин - длинная запашная или сшитая юбка с ярким тканым поясом и вышитая белая (у замужних синяя) туникообразная блуза с коротким рукавом, накидка-ребосо. Большинство Чоли объединено в соседские общины во главе с советом старейшин. Семья малая, реже - большая, брак патрилокальный, распространена отработка или плата за невесту. Счёт родства патрилинейный. Сохраняются фольклор, мифология, культ гор, пещер, колдовство, анимизм, культ зооморфных двойников и личных духов-покровителей, древние аграрные и погребальные обряды (в том числе погребения детей под полом жилищ); храм так называемого Чёрного Христа (древнего бога-громовника) в Тиле - центр паломничества майя Южной Мексики.
А.А. Бородатова // НиРМ 

0.068886041641235