Чипевайан

ЧИПЕВАЙАН (на языке кри - "те, у кого шкуры с острыми концами"), дене (самоназвание - "люди"), индейский народ, крупнейший из группы северных атапасков в Канаде (северо-западные территории, провинции Манитоба, Саскачеван, Альберта). В ряде районов живут совместно с кри. Численность около 6,7 тыс. человек. Язык чипевайан, имеет говоры. Распространены также языки кри и английский. Верующие - католики. Сохраняются традиционные анимистические верования. 

Полный текст публикации

ЧИПЕВАЙАН (на языке кри - "те, у кого шкуры с острыми концами"), дене (самоназвание - "люди"), индейский народ, крупнейший из группы северных атапасков в Канаде (северо-западные территории, провинции Манитоба, Саскачеван, Альберта). В ряде районов живут совместно с кри. Численность около 6,7 тыс. человек. Язык чипевайан, имеет говоры. Распространены также языки кри и английский. Верующие - католики. Сохраняются традиционные анимистические верования.
Традиционная культура типична для индейцев Субарктики (смотри в статье Индейцы). Жили в основном в зоне лесотундры, в верховьях рек Телон, Дубонт и Казан (между Гудзоновым заливом, Большим Невольничьим озером, рекой Сил, озером Атабаска и Вулластон). Занимались главным образом охотой на северного оленя-карибу. Рыболовство имело второстепенное значение. В соответствии с сезонными перемещениями из тундры в тайгу и обратно вслед за стадами карибу Чипевайан объединялись в региональные группы (200-400 человек) или распадались на локальные группы (30 - свыше 100 человек). Зимой передвигались на санях, снегоступах, летом для пересечения рек использовали берестяные каноэ. Жилища - типи, с начала 20 века строят дома из брёвен и досок. Одежда из шкур карибу.
Традиционная локальная группа состояла из нескольких родственных большесемейных промысловых групп. Счёт родства билинейный. Поселение уксорилокальное, после рождения ребёнка обычно вирилокальное. Практиковались брачный сговор девочек в детстве, полигиния (в том числе сороральная); жёны могли быть призами в состязаниях-единоборствах.
Постоянные контакты с европейцами с 1715. Доконтактная численность 4-5 тыс. человек. Были вовлечены в пушную торговлю, не имевшую, однако, определяющего значения из-за исключительной роли в жизнеобеспечении карибу, недостатка пушного зверя и ограниченного спроса на европейские товары. Преобладала посредническая торговля. В конце 18 - начале 19 века часть Чипевайан перешла к трапперству и мигрировала на юг, в глубину тайги, заняв территорию до рек Атабаска, Бивер, верхнего течения реки Черчилл и Оленьего озера. Оставшиеся на прежней территории Чипевайан - так называемые "едоки карибу" образуют с середины 19 века 5 региональных групп, в соответствии с путями миграций и территориями зимнего выпаса оленя. Постепенно они продвинулись к югу, в зону лесов, ближе к торговым постам и миссиям. Возросло значение рыболовства: рыба служила основной пищей собак (в 20 веке распространилась собачья упряжка), летом - также людей (из-за удалённости летних пастбищ карибу). В конце 1950-60-х годов канадское правительство форсировало переход Чипевайан к оседлости. В новых местах поселения Чипевайан были предоставлены социальные пособия, созданы рыболовецкие кооперативы, распространилось коммерческое рыболовство, однако значительная часть Чипевайан вернулась к традиционной охоте на карибу.
Субэтническая группа Чипевайан - йеллоунайф (английское "жёлтый нож", самоназвание талдзахотине - "медные люди", по месторождениям меди на их территории) обитала к северу от Большого Невольничьего озера до низовьев реки Коппермайн и верховьев реки Бэк. Вели войны с соседями, в 1823 разбиты атапасками догриб, в середине 19 века отступили от Большого Медвежьего озера на восток и, ослабленные поражениями и эпидемиями, ко 2-й трети 20 века смешались с догриб и собственно Чипевайан.
А.А. Истомин, О.И. Романова // НиРМ 

0.068670988082886