Чинатеки

ЧИНАНТЕКИ, самоназвание: ху-хмей (центральные Чинантеки), ва-хми (восточные Чинантеки), дзах-хми (западные и северные Чинантеки), индейский народ в Мексике (область Чинантла на севере штата Оахака). Численность 75 тыс. человек. Язык миштеко-сапотекской группы семьи ото-манге. Около половины Чинантеков говорят по-испански. Верующие - католики. 

Полный текст публикации

ЧИНАНТЕКИ, самоназвание: ху-хмей (центральные Чинантеки), ва-хми (восточные Чинантеки), дзах-хми (западные и северные Чинантеки), индейский народ в Мексике (область Чинантла на севере штата Оахака). Численность 75 тыс. человек. Язык миштеко-сапотекской группы семьи ото-манге. Около половины Чинантеков говорят по-испански. Верующие - католики.
Чинантеки создали ряд раннегосударственных образований с центрами в Йолохе, Усиле и др., воевали с сапотеками и миштеками, платили дань ацтекам.
Живут в тропических лесах отрогов и горных долин Восточной Сьерра-Мадре. По культуре горные Чинантеки близки горным группам сапотеков. Традиционное занятие - ручное подсечно-огневое, в долинах рек - поливное земледелие (маис, фасоль, тыквы, перец-чиле, ямс, юкка, ананасы, апельсины; из товарных культур - табак, кофе, сахарный тростник, бананы, хлопчатник). Разводят домашнюю птицу, коров, овец, свиней. Охота (в отдалённых деревнях сохраняются духовые трубки), рыбная ловля, собирательство и пчеловодство - подсобные занятия. Традиционные ремёсла: изготовление плотов, лодок-долблёнок, деревянной домашней утвари, плетение сетей, подвесных мостов, циновок, сумок, гамаков и т.д. - мужские занятия; домашнее ткачество (из покупной пряжи), гончарство - женские. В горах развиты ремесленная межобщинная специализация и торговля. Многие Чинантеки работают сезонными рабочими на плантациях.
Поселения, жилища и пища общемексиканского типа, в горах распространена линейная планировка поселения, жилище и хозяйственные постройки из брёвен. Традиционная женская одежда - узкие запашные юбки, синие, красные, с орнаментом по подолу (во многих деревнях - знак замужней женщины), длинные уипили, белые и с разноцветной вышивкой или тканым орнаментом из поперечных полос с преобладанием красного и синего цветов, красный вышитый платок. Волосы натирают маслом и выкладывают косы поперёк лба. У мужчин одежда общемексиканская; носят соломенные шляпы (в горах - также чёрные войлочные шляпы с высокой тульёй) или красный платок с геометрическим орнаментом, пончо с разноцветными полосами и бахромой, белые штаны, тканые белые с красными полосами пояса, домотканые рубахи навыпуск с продольными полосами и орнаментом на плечах. Мужчины носят сандалии, женщины босы. Семья малая, в горных районах сохраняются большие семьи, локализованные патрилинейные линиджи, полигиния. Известны отработка и плата за невесту. Брачное поселение патри-, реже матрилокальное, после рождения ребёнка чаще - неолокальное. В больших селениях кварталы экзогамны. Общины возглавляет совет старейшин. У горных Чинантеков существует организация неженатых юношей. Сохраняются доиспанский фольклор (легенды, сказки, песни; музыкальные инструменты - флейты, раковины, барабаны, трещотки, музыкальный лук), мифология, шаманство, колдовство, культ предков, гор, богов дождя, молнии (в каждой общине существует особое должностное лицо, заговаривающее молнию), духов-хозяев зверей, кукурузы, календарные танцы в масках; в ритуалах используют наркотические средства.
А.А. Бородатова, И.Ф. Хорошаева // НиРМ 

0.064438104629517