Чилкотин

ЧИЛКОТИН (самоназвание цэилхкотин - "люди реки Чилкотин"), индейский народ группы атапасков Кордильер в Канаде (юго-запад провинции Британская Колумбия). Численность 1,7 тыс. человек. Говорят на языке чилкотин, в качестве второго языка распространён английский язык. Чилкотин - католики. 

Полный текст публикации

ЧИЛКОТИН (самоназвание цэилхкотин - "люди реки Чилкотин"), индейский народ группы атапасков Кордильер в Канаде (юго-запад провинции Британская Колумбия). Численность 1,7 тыс. человек. Говорят на языке чилкотин, в качестве второго языка распространён английский язык. Чилкотин - католики.
Традиционная территория - бассейн реки Чилкотин (приток реки Фрейзер) и верховья рек Хомалко, Клинаклини и Дин до ледников Берегового хребта на юге и юго-западе. По-видимому, пришли с севера, вытеснив салишей. Чилкотин - обитатели горной тайги и альпийских лугов. Традиционная культура типична для субарктических Кордильер, испытала влияние культуры индейцев Плато (смотри в статье Индейцы). Охотились на все виды дичи - от копытных (олени, снежные козы и др.) до грызунов и птиц. Были строго табуированы волки, а также совы, змеи, лягушки. Характерны ритуалы, связанные с медведями, избегание гризли. Охота - загонная и с ловушками. Чёрных медведей зимой поднимали из берлог, перед которыми ставили заграждения из брёвен, и забивали дубинками. Занимались также рыболовством (в том числе подлёдным ловом сетями на озёрах) и собирательством (ягоды, коренья, со стволов чёрных сосен роговыми скребками соскабливали камбий). Хозяйственный цикл отличала высокая сезонная мобильность. Тобогганов не имели, грузы навьючивали на собак, пользовались снегоступами. Лодки (долблёные и из коры) использовали лишь для переправ и во время рыбной ловли, т.к. реки были малосудоходны. На основных переправах через реку Чилкотин строили мосты из брёвен. Дома в зимних поселениях - из брёвен, жердей, досок с двускатной крышей до земли, крытой травой, корой, хворостом, землёй. Были распространены куполообразные бани-парильни, крытые хворостом. Одежда - из шкурок сурка, бобра, зайца. Носили ожерелья из раковин денталиум и медвежьих челюстей. Характерны татуировка и раскраска лица.
Обладали единым этническим самосознанием. Родовая организация отсутствовала. Малые семьи (часто - родственные) объединялись в группы (так называемые лагеря) с неустойчивым составом. Перекочёвки совершались лагерями или семьями. Несколько лагерей могли регулярно кооперироваться, например для постройки охотничьих загонов или рыбных запруд. Делились на региональные группы, совместно зимующие в определенном районе. Некоторые семьи зимовали в селениях соседних салишей (шусвап и белла кула). До прихода католических миссионеров, внедривших институт вождей, Чилкотин не имели формальных лидеров, лидерство определялось личными способностями, приверженцы лидера могли заменить его новым, отделиться или перейти в другую группу. Были характерны испытания мальчиков (инициации) одиночным пребыванием в горах, завершавшиеся пиром. Счёт родства билинейный. Брачное поселение вирилокальное, затем - билокальное, после рождения первого ребёнка - обычно неолокальное. Традиционные культы - шаманизм, магия, культы духов-хранителей. В сюжетах мифов и сказок атапаскские элементы сочетались с мотивами, характерными для Плато и северо-западного побережья (например, сюжеты о трикстере Вороне). Культурные герои Чилкотин - Собака-Муж и его сыновья.
Контакты с европейцами (торговцами пушниной) - с 1815. В пушную торговлю были вовлечены слабо. После "золотой лихорадки" 1857 по территории Чилкотин прошёл один из путей снабжения золотых приисков. В связи с возникшими конфликтами с белыми против Чилкотин была направлена карательная экспедиция ("чилкотинская война" 1864). В 1870-е годы Чилкотин были обращены в католичество. В 1875-76 для них были выделены небольшие резервации на местах их поселений. Базируясь в резервациях, Чилкотин кочуют за их пределами по остальной части своей этнической территории (формально - государственным землям). Около 1880 в долине реки Чилкотин возникли ранчо белых; Чилкотин переняли некоторые черты культуры североамериканских пионеров. Кочевали на лошадях и в конных фургонах, жили в палатках, занимались главным образом охотой и рыболовством, имели небольшие стада, по найму заготовляли сено для владельцев ранчо. С конца 19 века Чилкотин образуют 6 региональных групп (бэнд), живущих главным образом на традиционной территории (в верховьях реки Чилкотин, около озера Чилко и др.); две группы - на реке Фрейзер. Каждая группа имеет главное селение (резервацию) и ряд резерваций-спутников. Приток белых с 1960-х годов обострил проблему доступа Чилкотин к их традиционным промысловым территориям, находящимся главным образом вне резерваций. Современные Чилкотин сохраняют элементы традиционной культуры, язык (в том числе среди младшего поколения).
А.А. Истомин // НиРМ 

0.069135904312134