Чига

ЧИГА, бачига (самоназвание), бакига, кига, народ группы банту на северо-западе Уганды. Численность 1,3 млн. человек. Говорят на языке кига (ручига). Верующие - католики и протестанты. Чига сложились на основе автохтонного населения и многочисленных групп близкородственного бантуязычного населения, мигрировавших в горный район Кигеси, спасаясь от войн, шедших на территориях близлежащих раннегосударственных образований - Руанды, Мпороро, Нкоре (17-19 века). Значительным авторитетом пользовались жрецы культа Ньябинги, мифической правительницы. Рост этнического самосознания происходит в колониальный период и в независимой Уганде. 

Полный текст публикации

ЧИГА, бачига (самоназвание), бакига, кига, народ группы банту на северо-западе Уганды. Численность 1,3 млн. человек. Говорят на языке кига (ручига). Верующие - католики и протестанты. Чига сложились на основе автохтонного населения и многочисленных групп близкородственного бантуязычного населения, мигрировавших в горный район Кигеси, спасаясь от войн, шедших на территориях близлежащих раннегосударственных образований - Руанды, Мпороро, Нкоре (17-19 века). Значительным авторитетом пользовались жрецы культа Ньябинги, мифической правительницы. Рост этнического самосознания происходит в колониальный период и в независимой Уганде.
Основные традиционные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (пальчиковое просо, сорго, бобовые), скотоводство (козы, овцы). Отдельные группы - скотоводы-кочевники (крупный рогатый скот). Скот использовался в культовых целях, при выплате брачных выкупов, компенсаций нанесённого ущерба и т.п. Были развиты гончарство, кузнечество, бортничество, плетение, резьба по дереву. В 19 веке существовало домашнее рабство (преимущественно женщины). Развиты частнособственнические отношения, отходничество, товарное земледелие (кукуруза, пшеница, сладкий и обычный картофель, земляной орех и подсолнух, табак, кофе, овощи).
Счёт родства патрилинейный, брак патрилокальный, моногамный. Частично сохраняется родовая экзогамия, предпочтительный матрилатеральный кросскузенный брак, роль большой патриархальной семьи (особенно в брачных отношениях). Для скотоводов характерны пережитки деления на тутси, хуту и тва, как у руанда и рунди. Традиционные поселения разбросанные. Жилища ульеобразные, крытые травой, усадьба имеет кольцевую планировку. В полигинных семьях каждая женщина имела собственное жилище и земельный участок. В настоящее время преобладают прямоугольные постройки европейского типа. Традиционная одежда близка к одежде руанда. Традиционные верования (культ предков, сил природы) искоренялись в колониальный период, частично сохраняются как семейные культы.
Н.М.Гиренко // НиРМ 

0.059016942977905