Цельтали

ЦЕЛЬТАЛИ, цендали, сендали, сельтала (самоназвание - "пришедшие со стороны", "новоприбывшие"), индейский народ, один из народов майя в Мексике (восток штата Чьяпас). Численность около 64 тыс. человек. Говорят на языке цельталь западной ветви семьи майя; три диалекта соответствуют этнографическим группам: бачаоле (северный), горных Цельтали (центральный) и равнинных (южный). Около половины говорит также по-испански. Верующие - католики, сохраняются также традиционные верования. 

Полный текст публикации

ЦЕЛЬТАЛИ, цендали, сендали, сельтала (самоназвание - "пришедшие со стороны", "новоприбывшие"), индейский народ, один из народов майя в Мексике (восток штата Чьяпас). Численность около 64 тыс. человек. Говорят на языке цельталь западной ветви семьи майя; три диалекта соответствуют этнографическим группам: бачаоле (северный), горных Цельтали (центральный) и равнинных (южный). Около половины говорит также по-испански. Верующие - католики, сохраняются также традиционные верования.
До испанского завоевания 16 века города-государства Цельтали (Уэутан, Кулуакан и др.) находились в подчинении у ацтеков. Цельтали оказали ожесточённое сопротивление испанским завоевателям, неоднократно восставали. Традиционные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза, фасоль, тыквы, сахарный тростник, овощи), охота, рыболовство, пчеловодство; разводят также кур и свиней. Мужчины работают по найму на кофейных плантациях. Традиционные ремёсла - гончарство, ручное ткачество, плетение и др. Шерсть и изделия из неё покупают у цоцилей. Мужчины носят короткие штаны, рубаху до колен, подпоясанную красным шерстяным или хлопчатобумажным поясом, в горах - тёмный в белую полосу чамарра (пончо), сандалии; соломенная шляпа с остроконечной тульёй по праздникам украшается лентами. Старейшины и другие должностные лица под шляпу повязывают яркий платок, через плечо перекидывают полотнище с геометрическим орнаментом, носят одновременно по несколько тканых сумок. Женщины носят тёмные запашные юбки с красным поясом, белые уипили (по праздникам - орнаментированные), ребосо (праздничные - белые с кружевами и бахромой), в волосы вплетают красные шерстяные нити. Традиционная одежда каждой общины имеет свои особенности. Распространена покупная одежда креольского типа. Семья большая и малая, брак патри- и неолокальный. Распространены отработка (до года) и выкуп за невесту. Полигиния редка. Сохраняются патрилинейные линиджи и кланы, крупные поселения делятся на 2 автономных, часто эндогамных квартала - кальпули; их вожди и 4 верховных жреца-знахаря входят в совет общины. Встречается также деление общин на три экзогамных фратрии (по несколько десятков линиджей в каждой). Каждый линидж имеет своё кладбище и святилище. Местами сохраняется обычай захоронения под полом жилищ. Сохраняются доиспанская мифология, фольклор и традиционные верования: культ богов дождя, крестов (семейных и общинных охранителей), предков, "говорящих святых" (семейных оракулов, хранящихся в ящичках на домашних алтарях), гор, в первую очередь горы Икал Ахау ("Владыка ветра"), богини озёр (ежегодно ей приносятся жертвы: бросают в озеро новые одежды и украшения), нагуализм, колдовство, знахарство (лечебные ритуалы проходят в паровых банях) и др. Основные праздники - Новый год, когда сменяются ритуально-гражданские лидеры общин, дни католических святых - патронов общины.
А.А. Бородатова // НиРМ 

0.068667888641357