Цутухили

ЦУТУХИЛИ, сотохили, атитеки, цикинаха (самоназвание), индейский народ, один из народов майя в Гватемале. Живут в 5 муниципалитетах вокруг и к югу от озера Атитлан в Горной Гватемале (департаменты Солола, Сучитепекес и Кесальтенанго). Численность океан 80 тыс. человек. Говорят на языке группы киче. Распространены также испанский язык, языки соседних киче и какчикелей. Верующие - формально католики, сохраняют традиционные верования. 

Полный текст публикации

ЦУТУХИЛИ, сотохили, атитеки, цикинаха (самоназвание), индейский народ, один из народов майя в Гватемале. Живут в 5 муниципалитетах вокруг и к югу от озера Атитлан в Горной Гватемале (департаменты Солола, Сучитепекес и Кесальтенанго). Численность океан 80 тыс. человек. Говорят на языке группы киче. Распространены также испанский язык, языки соседних киче и какчикелей. Верующие - формально католики, сохраняют традиционные верования.
По этногоническим легендам, следуя тольтекской традиции, возводили себя к народам "Семи пещер", пришедшим из современного штата Табаско. В 10-11 веках пришли в Гватемалу вместе с киче и завоевали район вокруг озера Атитлан. Образовали государство со столицей на месте современного Сантьяго Атитлана. Воевали с киче и какчикелями. Завоёваны испанцами в 1526.
Традиционные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза, фасоль, тыквы, томаты, чиле, какао, табак, сладкий маниок, хлопок, в колониальную эпоху - пшеница, кофе, сахарный тростник, картофель), разведение домашней птицы, охота, рыболовство, пчеловодство. Разводят также коров, овец, свиней, лошадей, мулов, ослов. Сохраняются ремёсла - гончарство, прядение, ручное узорное ткачество, плетение, в Сан-Педрола-Лагуна и Атитлане изготовляют лодки-долблёнки с надставленными бортами и одним веслом. Распространена работа по найму на плантациях кофе и сахарного тростника на тихоокеанском побережье и в предгорьях. Развиты межобщинная специализация и торговля, существует группа профессиональных торговцев, главные торговые и ритуальные центры - Сантьяго Атитлан и Солола. Жилище прямоугольное, в окрестностях озера распространено квадратное жилище с тростниковыми стенами на каменном цоколе с четырёхскатной соломенной крышей, каменные паровые бани. Женщины носят длинные запашные юбки, тёмно-красные или синие с вертикальными полосами геометрического орнамента, светлые вышитые блузы, белые или орнаментированные уипили, наплечные прямоугольные накидки (однотонные или полосатые с бахромой в Солола, клетчатые в Сан-Педро-ла-Лагуна); в Солола носят на голове жёсткие венки, обматывая голову цветной лентой длиной до 10 м. Мужчины носят светлые полосатые штаны до колен, цветной тканый пояс, по праздникам - тёмные шерстяные куртки и тёмные войлочные шляпы с высокой тульёй, поверх штанов - запашные клетчатые или полосатые юбки до колен. По социальной организации сходны с киче. Семья малая и большая, брак патри- или неолокальный. Сохранилось деление поселений на 4 квартала (пережиток фратриального деления), экзогамные патрилиниджи. Важную роль играет система компадрасго и кофрадий. Сохраняются дохристианские культы (предков, крестов, гор, озера Атитлан, богини луны, богов солнца, маиса, дождя), обрядность, элементы шаманизма, знахарство, театрализованные представления на сюжеты из доиспанской мифологии (танцы Оленя, Ягуара), Библии и староиспанского фольклора, богатый фольклор. На Новый год, справляемый в честь бога Машимона, совершается смена ритуально-гражданских лидеров общины, приносятся жертвоприношения перед его идолом, обряженным в новые одежды.
А.А. Бородатова // НиРМ 

0.069927930831909