Цоцили

ЦОЦИЛИ, социль, цоцлем (самоназвание - "люди летучей мыши", по тотему Цоцили), келене, керен, индейский народ, один из народов майя в Мексике (горные и предгорные области штата Чьяпас). Численность 125 тыс. человек. Говорят на языке группы цоциль, имеющем диалекты и говоры. По языку и культуре близки соседним цельталям. Более половины говорит также по-испански. Верующие - католики. Активно сопротивляются ассимиляции, в основном сохраняют традиционную культуру (в том числе верования). Предки Цоцили приняли участие в сложении классической цивилизации майя. 

Полный текст публикации

ЦОЦИЛИ, социль, цоцлем (самоназвание - "люди летучей мыши", по тотему Цоцили), келене, керен, индейский народ, один из народов майя в Мексике (горные и предгорные области штата Чьяпас). Численность 125 тыс. человек. Говорят на языке группы цоциль, имеющем диалекты и говоры. По языку и культуре близки соседним цельталям. Более половины говорит также по-испански. Верующие - католики. Активно сопротивляются ассимиляции, в основном сохраняют традиционную культуру (в том числе верования).
Предки Цоцили приняли участие в сложении классической цивилизации майя. Перед испанским завоеванием (1525) имели государства, зависимые от ацтеков. Традиционные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза, фасоль, тыквы, сладкий маниок, перец-чиле, томаты, хлопок, табак, хенекен, с 16-17 веков также бананы, сахарный тростник, рис, картофель, кофе), разведение домашней птицы (индейки, с колониального времени - куры), охота, рыболовство, собирательство, пчеловодство. Разводят крупный и мелкий рогатый скот, свиней, мулов, ослов. Развиты гончарство (главный центр - в Чамуле: фигурные курильницы, большие сосуды для маисового напитка; роспись красным геометрическим орнаментом), ткачество, плетение, выделка кожи, плотничество, изготовление музыкальных инструментов (в том числе барабаны из оленьего рога и панциря черепахи). Работают по найму на плантациях и на разработках соли. Жилище типично для майя, часто перед фасадом дома под нависающей крышей на столбах - веранда, встречается архаическая планировка с двумя входами в противоположных стенах, паровые бани. Для традиционной мужской одежды характерны белые рубахи (спинка свисает сзади до колен), белые юбки-штаны до колен (в городе Уистла), коричневые, чёрные в светлую полоску, серые с бахромой серапе-пончо, подпоясанные на бёдрах широким тканым поясом, кожаные сандалии с высокими задниками, тканые сумки на шнурах или узорных лентах, соломенные шляпы с чёрными полосками на полях - высокие, конические, с узкими полями и очень маленькой тульёй, у старейшин - тёмные фетровые. Женщины носят запашные тёмные длинные юбки, белые туникообразные кофты, белые с разноцветным орнаментом, по праздникам - красные уипили, в Чамуле - коричневые шерстяные блузы с красными помпонами, цветные платки, шерстяные накидки-одеяла, в Уистле - белые с чёрной каймой, украшения из блёсток, лент, цветов и т.п., головные уборы из чёрных перевитых связок нитей.
Семья малая и большая патрилинейная, брак патрилокальный. Встречаются полигиния, сорорат, отработка и выкуп за невесту. Сохраняются патрилинейные локализованные линиджи (сна). Крупные поселения делятся на 4 эндогамных квартала. Характерна иерархия выборных лидеров общины. Сохраняются доиспанская мифология, фольклор, ритуальный календарь, шаманизм, культ предков (тотилмеилетики), связанный с культом гор, крестов, пещер, колодцев, жертвоприношения в родовых святилищах, культ "говорящих святых" (маленьких индивидуальных оракулов); традиционный пантеон возглавляет Йахвал Баламил - бог дождя, молнии, гор, лесной дичи. Главные церемонии - в День Креста в мае перед севом и октябре после сбора урожая. Католические праздники и новогодние церемонии сопровождаются костюмированными шествиями, танцами в масках (танцы Обезьяны, Ягуара, Оленя), танцами на углях, жертвоприношением быков.
А.А. Бородатова // НиРМ 

0.057934999465942