Цимшиан

ЦИМШИАН (от самоназвания прибрежных и южных Цимшиан, буквально - "внутрь реки Скина"), группа индейских народов в Канаде (тихоокеанское побережье от залива Портленд до пролива Милбанк на юге, реки Насс и Скина) и США (остров Аннет, с 19 века). Включает народы нишга (река Насс), гитксан (верховья реки Скина), прибрежных Цимшиан (нижнее течение реки Скина и прилегающее побережье) и южных Цимшиан (побережье и острова к югу от прибрежных Цимшиан). Численность в Канаде - свыше 9,5 тыс., в США - 1,3 тыс. человек, в том числе нишга - около 2,9 тыс., гитксан - около 3,1 тыс., прибрежных и южных Цимшиан - 3,5 тыс. человек. Языки образуют семью цимшиан: насс-гитксан (диалекты нишга, западных и восточных гитксан) и прибрежный цимшиан (диалекты прибрежный и южных цимшиан). Распространён также английский язык. Цимшиан - протестанты (англикане, пресвитериане, методисты и др.). 

Полный текст публикации

ЦИМШИАН (от самоназвания прибрежных и южных Цимшиан, буквально - "внутрь реки Скина"), группа индейских народов в Канаде (тихоокеанское побережье от залива Портленд до пролива Милбанк на юге, реки Насс и Скина) и США (остров Аннет, с 19 века). Включает народы нишга (река Насс), гитксан (верховья реки Скина), прибрежных Цимшиан (нижнее течение реки Скина и прилегающее побережье) и южных Цимшиан (побережье и острова к югу от прибрежных Цимшиан). Численность в Канаде - свыше 9,5 тыс., в США - 1,3 тыс. человек, в том числе нишга - около 2,9 тыс., гитксан - около 3,1 тыс., прибрежных и южных Цимшиан - 3,5 тыс. человек. Языки образуют семью цимшиан: насс-гитксан (диалекты нишга, западных и восточных гитксан) и прибрежный цимшиан (диалекты прибрежный и южных цимшиан). Распространён также английский язык. Цимшиан - протестанты (англикане, пресвитериане, методисты и др.).
Традиционная культура типична для индейцев северо-западного побережья Северной Америки (смотри в статье Индейцы). Традиционные занятия - рыболовство (рыба-свеча, лосось, палтус), сухопутная и морская охота, собирательство (водоросли, отложенная икра сельди, моллюски, птичьи яйца, ягоды, камбий ели, хемлока и сосны), ремёсла (резьба по дереву, плетение и др.). Устье реки Насс в период весеннего промысла рыбы-свечи было крупнейшим центром межплеменной торговли Цимшиан, хайда и тлинкитов.
У Цимшиан существовали 4 экзогамных тотемных матрилинейных фратрии (птех, или птек): Ворона, Орла, Волка, Косатки - составляющих на уровне поселений дуальную организацию. Каждая фратрия обладала парой тотемов (например, фратрия Орла - орёл и бобр), служивших основой для родовой и индивидуальной эмблематики. Основная социальная единица - матрилинейный род, иногда совпадавший с домохозяйством,- так называемый "дом" (валп, или вилп), владевший промысловыми угодьями, которые могли быть отчуждены - подарены или проданы - другому роду. Собственностью рода распоряжался наследственный вождь. Каждое поселение обычно включало по нескольку домохозяйств, вождём его был вождь самого знатного валпа. Социальный статус определялся рангом, отражённым в имени-титуле, которое наследовалось или приобреталось на потлаче. Основные социальные слои: знать (смкикет - "настоящие люди"), обладатели низкоранговых имён (ликакикет - "другие люди"), свободные, не имевшие полученного на потлаче имени (вахаайин - "безродные") и рабы (пленники и их потомки). Для знати характерны эндогамия и браки со знатью соседних народов. Дети от неравных браков наследовали статус низшего из партнёров. Были предпочтительны кросскузенные браки с авункулокальным поселением. Полигиния редка (у вождей). Специфично наделение детей именами, которые описывают состояние или поведение основных тотемных животных противоположной (отцовской) фратрии. Существовали 4 тайных общества, заимствованные у северных вакашей незадолго до появления европейцев. Характерна вера в реинкарнацию предков. Развита мифология. Среди мифов - сюжеты о культурном герое и трикстере ("цикл Ворона"), истории родов.
Доконтактная численность Цимшиан - 8-14,5 тыс. человек. Контакты с европейцами - с конца 18 - начала 19 века. В 1831 в устье реки Насс Компанией Гудзонова залива основан Форт-Симпсон - торговый центр, у которого сконцентрировалось до 4 тыс. Цимшиан. В 1850-80-х годах среди Цимшиан активно действовали протестантские миссионеры, проходила ускоренная аккультурация. Община христианизированных Цимшиан, основанная в 1862 в Метлакатле англиканским проповедником У. Дугласом, в 1887 в числе около 830 человек мигрировала на Аляску и основала новый поселок Метлакатла на острове Аннет в архипелаге Александра. С 1876 на территории Цимшиан возникают рыбоконсервные заводы. Во 2-й половине 19 века места традиционного расселения Цимшиан выделены в небольшие резервации. К концу 19 века численность Цимшиан сократилась до 3,5 тыс. человек, в 20 веке начался её рост.
В конце 19 - начале 20 века нишга ассимилировали остатки атапасков цецаут, гитксан и др. Цимшиан оказали сильное влияние на атапасков карриер (тотемная эмблематика и др.), которое сохраняется до настоящего времени.
Около половины современных Цимшиан живёт в резервационных посёлках, образуя официально признанные общины (бэнд). Сочетают коммерческое рыболовство, работу по найму на лесозаготовках, рыбоконсервных предприятиях и в социальной сфере (образование, управление, церковь) с традиционными занятиями (рыболовство, охота, собирательство), дающими в деревнях около половины потребляемого продовольствия. Цимшиан-рыбаки входят в Туземное братство Британской Колумбии, представляющее интересы индейских рыбаков. Продолжают весенний промысел рыбы-свечи в устье реки Насс. Ряд общин (главным образом на побережье) владеют промышленными предприятиями. Элементы европейской культуры, внедрённые миссионерами, сочетаются с традиционными, особенно в социальных отношениях. Наряду с английскими именами сохраняются традиционные имена-титулы, которые по-прежнему передаются на пирах, в том числе поминальных (модифицированных потлачах). Помимо выборных советов общин-бэнд действуют 3 племенных совета: у нишга - с 1955, у гитксан - с 1968 (вместе с частью карриер - Племенной совет Гитксан-Ветсуветен), у южных и прибрежных Цимшиан - с 1980 (Северный прибрежный племенной совет). Степень аккультурации у отдельных народов Цимшиан различна. Южные и прибрежные Цимшиан составляют 7 общин-бэнд (крупнейшая - Порт-Симпсон), сохраняют матрилинейную фратриальную структуру при тенденции к патрилинейному наследованию. В 1970-е годы возобновился интерес к традиционным церемониям и искусству. В деревне Китасу (Клемту) живут совместно с хайхайс (смотри Вакаши). Нишга живут в 4 деревнях по реке Насс, возникших в результате сселения других деревень, часть - в городах, в том числе на Аляске. В селениях сохраняются власть вождей и влияние знати, традиционная социальная структура и система землевладения. Ведут борьбу за возврат своих земель по реке Насс. Гитксан образуют 6 общин-бэнд. Семья - малая. Сохраняется фратриальная экзогамия, продолжается практика потлачей и водружения тотемных столбов (в деревнях гитксан сохраняется их самое многочисленное собрание на северо-западном побережье). Роды при сокращении численности обычно восполняются за счёт адопции. С конца 1960-х годов возрождаются традиционные художественные ремёсла (резьба по дереву и др.), около поселка Хейзелтон создана деревня-музей традиционной культуры Кзан.
Община в Метлакатле (остров Аннет, штат Аляска, США; с 1891 - резервация) включает потомков всех народов Цимшиан (в основном прибрежных), а также тлинкитов, хайда, метисов. Около 100 человек прибрежных Цимшиан сохранили язык. Имеет самоуправление (городской совет), владеет рыбоконсервным заводом, занимается лесозаготовками. С конце 19 века идёт постоянная борьба между пресвитерианской и англиканской фракциями. Сохраняются пережитки матрилинейных тотемных групп (не совпадающих с традиционными), ранговой системы. Существует нативистское движение.
А.А. Истомин  // НиРМ

0.060693979263306