Хайда

ХАЙДА (от самоназвания хаде, хадай, хайдэгай - "люди"), индейский народ в Канаде (острова Королевы Шарлотты, провинция Британская Колумбия) и США (южная часть архипелага Александра, штат Аляска). Численность около 3 тыс. человек. Язык хайда - изолят (есть предположения о его связи с макросемьёй на-дене); имеет два диалекта: северный (массет) и южный (скидегейт); вытесняется английским языком. Хайда - протестанты (англикане, пресвитериане, пятидесятники и др.). 

Полный текст публикации

ХАЙДА (от самоназвания хаде, хадай, хайдэгай - "люди"), индейский народ в Канаде (острова Королевы Шарлотты, провинция Британская Колумбия) и США (южная часть архипелага Александра, штат Аляска). Численность около 3 тыс. человек. Язык хайда - изолят (есть предположения о его связи с макросемьёй на-дене); имеет два диалекта: северный (массет) и южный (скидегейт); вытесняется английским языком. Хайда - протестанты (англикане, пресвитериане, пятидесятники и др.).
Предполагаемая доконтактная численность - около 14 тыс. человек. Первоначально населяли острова Королевы Шарлотты. Делились на 5 групп: северные Хайда (север острова Грейам), три группы центральных Хайда (пролив Скайдгет и остров Морсби) и южные Хайда (район острова Кангит). Около 18 века часть Хайда мигрировала на юг острова Принца Уэльского и прилегающие острова (архипелага Александра), образовав группу кайгани.
Традиционная культура типична для индейцев северо-западного побережья Северной Америки (смотри в статье Индейцы). Традиционные занятия - рыболовство (главным образом палтус, которого ловили на характерный V-образный крючок; также сельдь, кета, угольная рыба), охота - морская (тюлени, котики, каланы) и сухопутная (медведь, на Аляске - олень, на острове Грейам - местный подвид северного оленя карибу), собирательство (морские беспозвоночные, икра сельди, водоросли, ягоды, камбий ели и хемлока), ремёсла (резьба по дереву, плетение корзин из еловых корней и кедрового луба). Славились изготовлением долблёных лодок из стволов красного кедра (вместимостью до 40 человек) - важного предмета межплеменной торговли. У тлинкитов покупали медь, "чилкатские" накидки, лосиные шкуры, у цимшиан - жир рыбы-свечи, у квакиутл - рабов. Жили в 20 зимних селениях. В основе социальной организации - матрилинейные тотемные роды или линиджи (при их делении вновь возникающие линиджи теряли родовую общность), объединявшиеся в две фратрии - Ворона и Орла (примерно по 22-23 линиджа в каждой). Линидж обычно именовался по месту происхождения, владел промысловыми угодьями и землёй под поселение, имел родовые эмблемы, имена, танцы, песни, легенды. Тотемные эмблемы (свыше 70), в основном зооморфные, изображались на столбах, утвари, в татуировке и др., были символом линиджа или указателем индивидуального ранга внутри линиджа, приобретались через наследование, а также браки, церемониальный дарообмен, истребление других линиджей. Линидж возглавлял вождь, распоряжавшийся родовой собственностью. Власть вождя наследовалась в рамках линиджа; известны случаи наследования от отца к сыну - к представителю другой фратрии. Община, образуемая линиджем, состояла из большесемейных домохозяйств, возглавлявшихся вождями - владельцами домов. Одна или несколько таких общин населяли независимое поселение; его вождь был из линиджа, владевшего территорией поселения.
Была развита социальная дифференциация (знать, простые общинники и рабы - военнопленные и их дети) и ранговая стратификация. Знать (яхид) - владельцы домов и основных богатств, обладатели и наследники постов вождей и высоких рангов. Воспроизводство социального статуса знати происходило через потлачи. Важнейший из них, валхал, проводился обычно после постройки дома и водружения тотемного столба. На нём новый домовладелец утверждался в качестве главы домохозяйства, а его дети получали статусные имена, ранги и эмблемы (с татуировкой). Иногда валхал проводился только для утверждения статуса детей. Традиционные культы - анимизм, тотемизм, охотничьи культы, шаманизм. Имели развитую мифологию, верили в родовую реинкарнацию. Полигиния встречалась только у вождей. Предпочтительный брачный партнёр - из линиджа отца. Были обычны кросскузенные браки, известны сорорат (также брак с племянницей жены) и левират (также брак с племянником мужа). Собственность мужчины наследовали его младшие братья и племянники (авункулат), собственность женщины - дочери.
Контакты с европейцами - с 1774. В конце 18 - начале 19 века вели торговлю шкурами калана с англичанами и американцами. Заимствовали возделывание картофеля, в том числе на продажу (англичанам, русским, цимшиан). В 19 веке распространилось изготовление изделий из аргиллита на продажу белым, а также украшений из золота и серебра, накидок с рисунком из перламутровых пуговиц. Совершали дальние морские торговые походы. Хайда-кайгани (а также иногда Хайда островов Королевы Шарлотты) торговали с русскими, их территория входила в состав Русской Америки (с 1867 - США). В 1862 эпидемия оспы опустошила острова Королевы Шарлотты (погибло около 83% Хайда). Оставшиеся Хайда сконцентрировались в поселке Массет (северные Хайда) и Скидегейт (центральные и южные Хайда). Христианизация, которую в Массете провели англикане (с 1876), в Скидегейте - методисты (с 1883), у кайгани - пресвитериане (с 1880), привела к исчезновению многих элементов традиционной культуры и частичной ассимиляции Хайда.
Современные Хайда живут компактно тремя общинами: в Канаде - Массет и Скидегейт на острове Грейам, включающие ряд мелких резерваций на местах старых селений и рыбных промыслов; в США - Хайдабург (с 1949 - резервация) на острове Принца Уэльского. Свыше половины Хайда живёт дисперсно вне резерваций, главным образом в городах (в США - в Кетчикане и Сиэтле). Хайда Хайдабурга заняты в коммерческом рыболовстве, отчасти на лесозаготовках, сохраняют традиционное рыболовство, охоту на оленей, собирательство (ягоды, морские моллюски). В Скидегейте и Массете из-за упадка рыбной и лесной промышленности - сильная безработица, миграция в другие районы. Ведут традиционный промысел лосося, сбор водорослей с сельдяной икрой. У современных Хайда сохраняются пережитки матрилинейно-родовых структур и рангового деления, некоторые обычаи; значительна социальная роль церкви. У Хайда Массета сохранились поминальный потлач, церемониальный дарообмен и наделение родовыми именами, линиджная экзогамия (11 линиджей обеих фратрий), наследственные вожди, родственная взаимопомощь (ныне - через билатеральные связи между семьями). В Хайдабурге традиционная элита эволюционировала в муниципальную и корпоративную бюрократию. Хайда США вместе с тлинкитами участвовали в создании "Туземного братства Аляски" (1912) и параллельной женской организации "Туземного сестринства Аляски", входят в Хайда-тлинкитский центральный совет и являются акционерами корпорации "Сиаляска" (смотри Тлинкиты) и "Корпорации Хайда" в Хайдабурге, которые управляют землями (лесными массивами), полученными в виде компенсации от правительства в 1971. Хайда Канады входят в организацию индейцев рыбаков "Туземное братство Британской Колумбии". В 1980-е годы возросла их политическая активность (борьба за возврат земель и против монополий), общины Массет и Скидегейт образовали совместный "Совет нации Хайда".
С 1970-х годов возрождается традиционная культура Хайда (резьба по дереву, танцы, язык). В Массете и Скидегейте известны случаи строительства традиционных домов и тотемных столбов, изготовления каноэ.
А.А. Истомин // НиРМ

0.048587083816528