Хыналыгцы

ХЫНАЛЫГЦЫ, хиналугцы, каттиддур (самоназвание - "односельчане"), народ в Азербайджане. Живут в высокогорном селе Хыналыг Кубинского района. Численность 2 тыс. человек. Часто объединяются с будугцами и крызами в "шахдагскую" группу (от названия горы Шахдаг, вблизи которой расселены эти народы). По культуре близки азербайджанцам. Говорят на хыналыгском (хиналугском) языке лезгинской подгруппы нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Распространены также азербайджанский и русский языки. Верующие - мусульмане-сунниты. 

Полный текст публикации

ХЫНАЛЫГЦЫ, хиналугцы, каттиддур (самоназвание - "односельчане"), народ в Азербайджане. Живут в высокогорном селе Хыналыг Кубинского района. Численность 2 тыс. человек. Часто объединяются с будугцами и крызами в "шахдагскую" группу (от названия горы Шахдаг, вблизи которой расселены эти народы). По культуре близки азербайджанцам. Говорят на хыналыгском (хиналугском) языке лезгинской подгруппы нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Распространены также азербайджанский и русский языки. Верующие - мусульмане-сунниты.
Хыналыгцы - потомки населения древней Кавказской Албании. Первые упоминания о них в письменных источниках относятся к 18 веку. До 19 века Хыналыг входил в состав Шемахинского (со второй половины 18 века - Кубинское) ханства.
Традиционное занятие - отгонное скотоводство (преимущественно овцеводство). В июне - сентябре скот содержали на горных пастбищах вокруг Хыналыга, на зиму перегоняли на равнину. Земледелие имело подсобное значение. Сеяли ячмень, рожь, чечевицу, для посевов устраивали на горных склонах террасы. В 1930-е годы стали выращивать капусту и картофель. Ремёсла - изготовление шерстяных тканей (шал), вязаных шерстяных чулок (джораб), одноцветных войлоков (кече), верёвок из козьей шерсти.
Хыналыг - типичное горное село с домами, располагающимися уступами. Жилище двухэтажное, из камня на глиняном растворе. Плоская крыша имела земляной настил. Пол обмазывали глиной, вместо окон устраивали небольшие отверстия без стёкол. Второй этаж был жилой, имел несколько комнат (в том числе комнату для гостей), первый предназначался для содержания скота. В жилом помещении был открытый очаг (тунор), над которым устраивали светодымовое отверстие; имелись также камины.
Традиционный костюм Хыналыгцев сходен с азербайджанским. Характерен женский головной убор из пяти платков разных размеров и расцветок (обязательны белый и красный цвета). Питание Хыналыгцев составляли в основном молочные продукты: сыр (из коровьего и овечьего молока), молоко, кислое молоко мацон. Хлеб (квасной и пресный) выпекали из смеси ячменной и пшеничной муки. Широко употребляли дикорастущую зелень. Праздничные блюда - отварное мясо и плов из риса и фасоли. Традиционные напитки - шербет (вода с мёдом), чай из дикорастущих трав.
В общественном быту Хыналыгцев вплоть до коллективизации были сильны пережитки патриархально-родовых отношений (кровная месть, взаимопомощь, гостеприимство, колыбельный сговор). Брак эндогамный в пределах родственной группы. Предпочитались кузенные браки. Брак заключали по воле родителей, с выплатой выкупа - скотом (баранами), рисом, реже - деньгами. Были приняты обычаи избегания: в течение 2-3 лет невестка не разговаривала со свёкром, со старшими братьями мужа, его дядьями по отцовской линии (со свекровью сроки избегания были короче). Фольклор Хыналыгцев - на азербайджанском языке. Праздновали мусульманские календарные праздники, поклонялись пирам (могилы особо почитаемых жителей села Хыналыг), существовали культ огня, обряды вызывания дождя и солнца.
Н.Г. Волкова // НиРМ 

0.067209005355835