Хупа

ХУПА (от названия территории Хупа на языке юрок), индейский народ группы тихоокеанских атапасков в США. Живут в основном в резервации Хупа-Вэлли в долине реки Тринити на северо-западе штата Калифорния. Численность свыше 1,1 тыс. человек. Язык хупа, вытесняется английским языком. Хупа - христиане, часть сохраняет традиционные верования. 

Полный текст публикации

ХУПА (от названия территории Хупа на языке юрок), индейский народ группы тихоокеанских атапасков в США. Живут в основном в резервации Хупа-Вэлли в долине реки Тринити на северо-западе штата Калифорния. Численность свыше 1,1 тыс. человек. Язык хупа, вытесняется английским языком. Хупа - христиане, часть сохраняет традиционные верования.
По лингвистическим данным, мигрировали с севера около 2-й половины 1-го тысячелетия. Общего самоназвания не имели, но обладали этническим самосознанием. Традиционная культура типична для индейцев Северо-Западной Калифорнии (смотри в статье Индейцы), близка к культуре юрок и карок, с которыми Хупа поддерживали тесные контакты. С Хупа также соседствовали близкородственные группы чилула, вилкут и др., остатки которых (кроме вилкут) были впоследствии ассимилированы Хупа. Традиционное хозяйство основано на рыболовстве (лосось) и собирательстве (жёлуди). Жёлуди меняли на сушёные водоросли у прибрежных юрок. Охота (олень) имела подсобное значение. Выращивали табак. Ремёсла - плетение корзин, обработка дерева (главным образом кедра) и оленьего рога (ложки и украшенные геометрическим орнаментом кошельки для раковин денталиум). У юрок приобретали долблёнки-каноэ. Жили оседло (кроме короткого периода сбора желудей осенью) в 12 поселениях по реке Тринити. Основная социальная единица - малая семья. Жилище семьи прямоугольное из кедровых досок с круглым входом. Родственники по мужской линии семьи объединялись в группы с общей мужской баней-парильней, выполнявшей функции мужского дома. Деревня насчитывала 50-160 человек, состояла из нескольких групп, не имела единой потестарной организации и постоянных форм взаимопомощи. Была развита наследственная имущественная дифференциация, определявшая социальный статус. Богатые люди были неформальными лидерами среди родичей. Богатство воплощалось в связках раковин денталиум, служивших меновым эквивалентом, шкурах оленей-альбиносов или другой необычной расцветки, крупных лезвиях из привозного красного и чёрного обсидиана, красных скальпах дятлов, приклееных к полоскам кожи. Существовала индивидуальная собственность на промысловые угодья, долговое рабство и система штрафов-компенсаций за ущерб. Основная церемония - ритуал "Обновление мира", сопровождавшийся демонстрацией богатств и плясками Белого Оленя и Прыжков; также характерны праздники первых плодов, промысловые культы, анимизм, шаманизм. Среди мифологических персонажей - предшественники людей, народ кыхынай, и культурный герой Потерянный-через-океан.
Благодаря изолированности района обитания Хупа, он избежал интенсивной колонизации, и Хупа не пережили демографического шока. Доконтактная численность Хупа примерно равна современной. Регулярные контакты с американцами - с 1850, после открытия золота в верховьях реки Тринити. В 1864-76 для Хупа была создана крупнейшая в Калифорнии резервация, в которую вошла значительная часть их традиционной территории и откуда белые были выселены с компенсацией. Хупа не были охвачены индейскими мессианистскими движениями 2-й половины 19 века ("Пляска духа" и др.). Постепенно перешли к земледелию и скотоводству, которые дополнялись работой по найму на лесозаготовках и фермах белых. С середины 20 века основной источник средств существования Хупа - лесозаготовки (работа по найму и продажа лесных угодий на территории резервации). Уровень жизни выше, чем у большинства индейцев Калифорнии. Имеют самоуправление (племенной совет). Сохранили этническое самосознание. Предпринимаются попытки возрождения традиционной культуры (ремёсла и др.).
А.А. Истомин // НиРМ 

0.064052820205688