Хуаве

ХУАВЕ, уаве, уаби (самоназвание), мареньо, индейский народ на юге Мексики. Живут в 5 общинах у солёных лагун тихоокеанского побережья перешейка Теуантепек (штат Чьяпас). Численность 25 тыс. человек. Говорят на изолированном языке хуаве. Каждая община имеет свой диалект. Распространён также испанский язык. Верующие - католики. 

Полный текст публикации

ХУАВЕ, уаве, уаби (самоназвание), мареньо, индейский народ на юге Мексики. Живут в 5 общинах у солёных лагун тихоокеанского побережья перешейка Теуантепек (штат Чьяпас). Численность 25 тыс. человек. Говорят на изолированном языке хуаве. Каждая община имеет свой диалект. Распространён также испанский язык. Верующие - католики.
До испанского завоевания 16 века занимали более широкую территорию, в дальнейшем оттеснены сапотеками. Основные традиционные занятия - речное и морское рыболовство, собирательство, охота (на игуан, оленей, кроликов). Современные Хуаве занимаются в основном ручным, местами поливным земледелием (главной культура - сладкий картофель, также кукуруза, фасоль, тыквы, хлопок, арахис, перец-чиле, кокосовая пальма) и скотоводством (держат большие стада овец и коз на шерсть и мясо, а также свиней, ослов, лошадей, коров, домашнюю птицу). Развиты ремёсла: плетение из хлопка и пальмовых волокон (сети, верёвки, корзины, гамаки, циновки), выделка кожи - среди мужчин, ручное ткачество, гончарство, изготовление изделий из перьев - среди женщин. Жилище прямоугольное, с высокой четырёхскатной крышей, стены из тростника, соломы, реже - глинобитные, хозяйственные постройки под соломенной крышей на столбах, без стен. Мужчины носят широкие белые штаны, рубахи, соломенные шляпы, в недавнем прошлом поверх штанов носили кожаные набедренные повязки, женщины - длинные запашные или сшитые в сборку юбки, белые вышитые блузы, по праздникам - уипили, не сшитые по бокам, с пурпурными полосами; платки-ребосо носят на плечах или свёрнутыми тюрбаном на голове. Пожилые женщины ходят обнажёнными до пояса. В традиционной пище преобладают рыба, моллюски, черепашье мясо. Общины находятся во враждебных отношениях друг с другом, эндогамны, разделяются на кварталы, преимущественно экзогамные. Во главе общины - совет старейшин. Характерен обычай "эскалафон": каждый мужчина должен последовательно пройти ряд должностей в общинной иерархии. Сохраняется уравнительное распределение земли, орудий, товаров. Традиционная семья большая и расширенная, брак патрилокальный, вытесняется малой с патри- и неолокальным брачным поселением. Встречается полигиния. Сохраняются дохристианские верования: вера в духов-покровителей (тона), злых духов (нагуаль), культы духов ветра, моря, молнии, предков, космогония, фольклор, колдовство, знахарство. Семейные культы отправляются главами семей на домашних алтарях. Знание традиционной мифологии и песен обязательно для ритуально-гражданских лидеров общин. Каждый квартал имеет своего святого патрона и часовню. По католическим праздникам устраиваются костюмированные шествия и танцы ("Малинче", "Кортес" и др.). Во 2-й половине 20 века усиливается аккультурация Хуаве.
А.А. Бородатова // НиРМ 

0.070960998535156