Тсвана

ТСВАНА (самоназвание), чуана, бечуаны, народ группы банту, основное население Ботсваны (бассейн верхнего течения реки Лимпопо), пограничных районов ЮАР и Зимбабве. Общая численность 4,8 млн. человек, в том числе в Ботсване 1 млн. человек, в ЮАР 3,7 млн. человек. 

Полный текст публикации

ТСВАНА (самоназвание), чуана, бечуаны, народ группы банту, основное население Ботсваны (бассейн верхнего течения реки Лимпопо), пограничных районов ЮАР и Зимбабве. Общая численность 4,8 млн. человек, в том числе в Ботсване 1 млн. человек, в ЮАР 3,7 млн. человек. Близки суто (иногда называются западными суто) и тсонга. Язык - сетсвана (сечуана). Распространён английский язык, в ЮАР также язык африкаанс. Письменность на основе латинской графики. Часть Тсвана - христиане, большинство сохраняет традиционные верования.
В Южной Африке племена, составившие основу Тсвана, появились в 15-16 веках с одной из поздних волн переселений банту, потеснив коренных жителей - сан (бушменов). Входили в племенное объединение суто (нгуни). Формирование народа Тсвана проходило в 19-20 веках при усилившемся натиске англичан и африканеров (буров), в 60-80-х годах 19 века захвативших земли Тсвана.
Основные традиционные занятия Тсвана - скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот) и мотыжное земледелие (на востоке и севере Ботсваны): сорго, бобовые, бахчевые, маис, сахарный тростник. Растёт отходничество. У Тсвана сохраняются деление на племена, общинная собственность на землю, уравнительное пользование угодьями, общинное самоуправление. Выделились племенная знать и зажиточный слой. Была развита система клиентелы, аренда скота на выпас. У рядовых общинников ещё бытуют остатки большесемейной организации. Сохранились многие черты традиционного быта Тсвана. Сохранились возрастные классы, формируемые во время инициаций (каждые 4-7 лет), бывшие основой военной организации. Брачный выкуп (скот) не возвращался при разводе. Жилище - круглая в плане глинобитная хижина на лёгком деревянном каркасе с травяной конической крышей. Поселения круглого типа, на холмах, крупные (до 3000 хижин) с резиденциями вождей и нескольких мелких составляли вождество. В центре каждого поселения находилась "котла" - судейская площадь. Глава выполнял и ритуальные функции - совершал обряды вызывания дождя, начала сельскохозяйственных работ, участвовал в празднике первинков. Наследование прямое, от отца к сыну. Традиционная одежда - каросс (плащи из кожи, которыми Тсвана снабжали всех соседей), набедренная повязка и передник - уступила место современной одежде из дешёвых тканей. Пища преимущественно молочно-растительная, мясо употребляется редко. Деградирует некогда высоко развитое прикладное искусство (резная орнаментика, плетение циновок и выделка ковриков из шкур животных, гармоничных по цвету и композиции). Традиционные верования - культ предков, тотемизм. Сохраняются традиционная духовная культура, богатый фольклор, в том числе музыкальный и танцевальный.
Э.С. Львова, Л.А. Фадеев // НиРМ 

0.079907894134521