Тохолабали

ТОХОЛАБАЛИ (от "тохол абал" - "истинное слово"), чаньябаль, чанаваль, чанеабаль, хоколабаль, комитеко, тохол виникотик (самоназвание - "настоящие люди"), индейский народ майя на юго-востоке Мексики (штат Чьяпас). Численность 28 тыс. человек. Говорят на языке тохолабаль западной ветви языковой семьи майя. Распространены также языки цельталь и испанский. По языку и культуре близки чухам. Возможно, мигрировали в Чиапас в 16-17 веках с северо-запада Гватемалы. Главный исторический и ритуальный центр - Сан-Матео-Истатан - столица чухов на северо-западе Гватемалы, куда Тохолабали совершают паломничества. Тохолабали - католики. 

Полный текст публикации

ТОХОЛАБАЛИ (от "тохол абал" - "истинное слово"), чаньябаль, чанаваль, чанеабаль, хоколабаль, комитеко, тохол виникотик (самоназвание - "настоящие люди"), индейский народ майя на юго-востоке Мексики (штат Чьяпас). Численность 28 тыс. человек. Говорят на языке тохолабаль западной ветви языковой семьи майя. Распространены также языки цельталь и испанский. По языку и культуре близки чухам. Возможно, мигрировали в Чиапас в 16-17 веках с северо-запада Гватемалы. Главный исторический и ритуальный центр - Сан-Матео-Истатан - столица чухов на северо-западе Гватемалы, куда Тохолабали совершают паломничества. Тохолабали - католики.
Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием (маис, фасоль, тыквы, с 19 века товарные культуры - кофе и сахарный тростник), разводят свиней, домашнюю птицу, местами овец, в богатых семьях - коров, лошадей. Сохраняются охота (в том числе коллективная - на оленей и пекари), рыболовство и собирательство, ремёсла (ткачество, некоторые поселения специализируются на гончарстве и плетении).
Распространена наёмная сезонная работа (на кофейных плантациях и др.).
Характерна женская одежда - юбки из покупных тканей (в основном красных) до колен (девушки) или икр (замужние женщины), расшитые по подолу кружевами и лентами, белая блуза с широкой оборкой по полукруглому вырезу, также расшитая кружевами и лентами, полосатое серапе.
Пища - общемайянского типа; молоко не употребляют.
Жилище: стены из тростника, в горах - из досок и бахареке.
Семья большая моногамная или малая, брак патри- или неолокальный (в ряде общин сохраняется временная матрилокальность); счёт родства патрилинейный; существуют локализованные патрилиниджи.
Сохраняются дохристианские верования и культы богов дождя и плодородия, духов предков, духов-покровителей лесных животных (их почитают у священных колодцев, крестов, на полях, в пещерах; в дар хозяйке озёр-покровительнице полей бросают в озёра цветы и уипили); сохраняются мифология, фольклор, нагуализм, колдовство, знахарство. Главные праздники в честь христианских святых - покровителей деревень включают шествия и танцы в масках на сюжеты традиционного и староиспанского фольклора, ежегодные поминальные церемонии - главный праздник в маленьких селениях (сопровождается жертвоприношением козла) и др.
А.А. Бородатова // НиРМ 

0.047042846679688