Танаина

ТАНАИНА, танайна (от самоназвания дэнайна - "люди"), русские кенайцы (от "кэнаиют" - название Танаина в языке алутиик), индейский народ группы атапасков в Южной Аляске (США), на территории, прилегающей к заливу Кука. Язык танайна, вытесняемый английским языком, имеет 4 диалекта: верхний (залива), внешний (залива), внутренний и илиамна. Численность - около 1 тыс. человек, в том числе около 250 человек говорят на языке танайна. Танаина - православные и частично протестанты, христианство у Танаина синкретически соединено с элементами традиционных верований. 

Полный текст публикации

ТАНАИНА, танайна (от самоназвания дэнайна - "люди"), русские кенайцы (от "кэнаиют" - название Танаина в языке алутиик), индейский народ группы атапасков в Южной Аляске (США), на территории, прилегающей к заливу Кука. Язык танайна, вытесняемый английским языком, имеет 4 диалекта: верхний (залива), внешний (залива), внутренний и илиамна. Численность - около 1 тыс. человек, в том числе около 250 человек говорят на языке танайна. Танаина - православные и частично протестанты, христианство у Танаина синкретически соединено с элементами традиционных верований.
Традиционная культура типична для индейцев Субарктики (см. статью Индейцы), кроме элементов, связанных с незавершённой адаптацией к морским условиям и влиянием эскимосов. Танаина - единственные из северных атапасков, имеющие широкий выход к океану. Занимались рыболовством (лосось) и охотой (лось, медведь, куропатка и др.). Промышляли тюленей в заливе Кука и на озере Илиамна, в заливе - также белух. Осенью совершали походы для промысла оленей-карибу и горных баранов. Употребляли покупную самородную медь. Жили полуоседло в зимних селениях (оседло - в заливе Качемак на полуострове Кенай), покидая их на весну - осень для рыбной ловли и охоты. Зимнее жилище - многосемейные полуземлянки (для всего линиджа) с примыкающими небольшими камерами (парильни, комнаты для менструирующих женщин и др.), в рыболовецких лагерях - односемейные жилища из брёвен и дёрна, на охотничьих стоянках - палатки из бересты или шкур. В 19 веке, под влиянием русских, перешли к наземным постройкам, но присыпая бревенчатые стены землёй. Наряду с обычной для атапасков одеждой, имели водонепроницаемые сапоги из кожи лосося и парки из китовой мембраны. Прокалывали губы (вставляя лабретки) и нос. Активно участовали во внутри- и межплеменной торговле. Транспорт: зимой - снегоступы, летом - каноэ из бересты или шкур, заимствовали у эскимосов кожаные лодки каяк и умиак, при перевозке грузов использовали собак, с середины 19 века - собачьи упряжки, в 20 веке - парусные и моторные лодки, с 1960-х годов - мотонарты.
Делились на три региональные группы с тенденцией к эндогамии и определёнными культурно-языковыми различиями: кенайскую (внешний диалект, западная часть полуострова Кенай); внутреннюю (верховья рек Стони-Ривер и Мулчатна и озера Кларк - внутренний диалект, северо-восточный берег озера Илиамна - диалект илиамна); суиситна (западный берег залива Кука - внешний диалект, бассейн северной части залива Кука, в том числе нижнее и среднее течение реки Суситна - верхний диалект).
У Танаина существовали 11-18 экзогамных матрилинейных родов (с делением на линиджи) и две экзогамные фратрии. Лидерами линиджей, традиционной элитой, были богатые люди, выдвинувшиеся благодаря охотничьим и воинским способностям, лидерским качествам, накопленному богатству и щедрости. Они наиболее активно участвовали в торговле. Характерны элементы престижной экономики (потлачи). Родовая собственность на промысловые угодья контролировалась лидером-богачом, который перераспределял блага, добытые сородичами (их приверженность лидеру была добровольной). Возможность накапливать богатства была и у женщин. Сокровищем и меновым эквивалентом служили раковины денталиум, позднее также бисер. Наследование определялось отношениями авункулата. Брак - с отработками за жену (год и более), выбор брачного поселения - свободный, преобладал авункулокальный брак, известен также матри- и неолокальный. Для богатых характерна полигиния (главным образом сороральная). Известны кросс-кузенный брак, сорорат. Богатые владели рабами (главным образом эскимосы); через несколько лет рабам могла предоставляться свобода; престиж богача возрастал, если вольноотпущенник оставался с ним. Существовала кровная месть (в том числе фратриальная, с войнами, в которых пленных не порабощали, а за выкуп отпускали) и выкуп за убитого.
В основе религии - шаманизм. Существовали мифы о культурном герое и трикстере Вороне, циклы преданий (сукду) о сверхъестественных существах, о животных (тотемизм), охотничьи культы.
Контакты с англичанами с 1778 (Дж. Кук), с 1785 - с русскими. В 1786-87 на территории Танаина возникают первые русские селения. В конце 18 века - столкновения Танаина с русскими (в 19 веке прекратились). До продажи Аляски США (1867) Танаина формально входили в состав Русской Америки, фактически оставаясь независимыми. На территории Танаина находились русская Николаевская (устье реки Кенай) и Георгиевская крепости. Русские и креолы женились на индеанках Танаина, давая начало новому креольскому населению. Танаина были вовлечены в пушную торговлю с Российско-Американской компанией. Часть Танаина (по реке Суситна) посредничала в торговле с племенами внутренней Аляски. Русские оказали определенённое культурное влияние на Танаина. В языке танайна - свыше 300 заимствований из русского языка. С конца 18 века среди Танаина действовали православные миссионеры, но христианизация была медленной и слабой. Православие среди Танаина распространяется главным образом после 1845.
Эпидемии 1836-40 и конца 19 - начала 20 века, сокращение ресурсов в результате деятельности американских рыбопромышленников, распад традиционных социальных связей вели к сокращению численности Танаина. Трапперство, распространившееся в 19 - начале 20 века, приходит в упадок. Традиционная социальная система (модифицированная пушной торговлей) исчезла в 1-й половине 20 века. У некоторых групп сохранились пережитки родовой экзогамии.
Современные Танаина обитают в посёлках на реке Стони-Ривер, озёрах Кларк и Илиамна, по берегам залива Кука (в том числе поселок Кенай, город Анкоридж), в среднем течении реки Суситна (поселок Талкитна). Основные занятия - коммерческое рыболовство (на арендованных или собственных судах), работа по найму в строительстве и других отраслях, коммерческие авиаперевозки на собственных небольших самолётах, обслуживание в качестве гидов туристов (рыболовов и охотников). С середины 20 века часть Танаина получает долю доходов от нефтедобычи. Трапперство имеет малое значение. В ряде районов сохраняются традиционные занятия (у внутриматериковых Танаина - охота на карибу). Действуют деревенские советы с выборным мэром. Созданы индейские организации, в том числе корпорация по управлению средствами, полученными от правительства США в 1971 в виде компенсации. На языке танайна создана письменность (на латинской основе). Предпринимаются попытки сохранения культурного наследия.
А.А. Истомин // НиРМ 

0.069004058837891