Талыши

ТАЛЫШИ, толыш (самоназвание), народ на севере Ирана и на юго-востоке Азербайджана (в Ленкоранском, Лерикском, Астаринском, Масаллинском районах). В Азербайджане численность в 1926 - 77,3 тыс. человек. Впоследствии переписями не выделялись. По переписи 1989 - 21,2 тыс. человек, однако реально, видимо, больше. Многие Талыши записаны азербайджанцами: испытывают сильное влияние азербайджанской культуры и языка. Численность в Иране 100 тыс. человек. 

Полный текст публикации

ТАЛЫШИ, толыш (самоназвание), народ на севере Ирана и на юго-востоке Азербайджана (в Ленкоранском, Лерикском, Астаринском, Масаллинском районах). В Азербайджане численность в 1926 - 77,3 тыс. человек. Впоследствии переписями не выделялись. По переписи 1989 - 21,2 тыс. человек, однако реально, видимо, больше. Многие Талыши записаны азербайджанцами: испытывают сильное влияние азербайджанской культуры и языка. Численность в Иране 100 тыс. человек.
Говорят на талышском языке иранской группы индоевропейской семьи. В 1928 на основе латинской графики была создана талышская письменность. В конце 1920-30-х годах в Ленкорани на талышском языке издавалось 19 печатных изданий. В конце 30-х годов издание периодики на талышском языке было прекращено. Периодическая печать и литература сейчас издаются только на азербайджанском языке, который является также языком школы и внесемейного общения. Талышский язык выполняет в основном функции языка семейного общения. Талыши - мусульмане-шииты, часть - сунниты.
Талыши - потомки древнего коренного населения Кавказа. В начале 19 века Талышское ханство (основано в 17 веке) вошло в состав Российской империи.
Традиционные занятия - земледелие (пшеница, рис), животноводство (крупный рогатый скот), шелководство. Ремёсла - плетение (корзины, циновки), производство шёлковых и хлопчатобумажных тканей. В последние десятилетия распространились технические культуры, чай, цитрусовые, развилось овощеводство.
В Иране Талыши занимаются земледелием, садоводством и скотоводством.
Традиционные поселения небольшие, в низменно-предгорной зоне разбросанные, в горной - компактные. Жилище в разных природных зонах отличалось главным образом строительным материалом: в приморско-предгорной зоне использовали дерево, камыш, в горной - камень. Покрытием двух- или четырёхскатной крыши служили осока, дранка, тёс.
Наиболее распространённый традиционный тип жилища - срубный дом без фундамента (анджинака), стены которого внутри и снаружи обмазаны глиной. Отапливалось открытым очагом без дымохода (гара бухары) или камином (бухары); в 20 веке распространилась железная печь. Во дворе устраивали сезонное жилище, высоко поднятое на кирпичных или деревянных столбах (лям), - место отдыха и ночлега семьи с мая по октябрь.
Традиционная одежда сходна с азербайджанской. Мужчины носили рубаху, штаны, архалыг, папаху или войлочную шапку; женщины - рубаху, широкие длинные штаны, широкие сборчатые юбки, архалыг, головные платки, девушки надевали шапочку (арахчин), сходную с тюбетейкой. На ногах носили шерстяные носки, кожаную обувь.
Пища - молочно-растительная, вместо хлеба употребляли круто сваренный рис. Для традиционного быта характерны патриархальные институты (взаимопомощь, кровная месть, гостеприимство). Фольклор в основном азербайджанский, сохраняются талышские свадебные и трудовые песни.
Н.Г. Волкова // НиРМ 

0.069363832473755