Славяне

СЛАВЯНЕ, крупнейшая в Европе группа родственных народов. Общая численность Славян около 300 млн. человек. Современные Славяне подразделяются на три ветви: восточные (русские, украинцы, белорусы), южные (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы) и западные (поляки, чехи, словаки, лужичане). Говорят на языках славянской группы индоевропейской семьи. Происхождение этнонима Славяне недостаточно ясно. По-видимому, он восходит к общеиндоевропейскому корню, смысловым содержанием которого является понятие "человек", "люди", "говорящие". В таком значении этноним Славяне зарегистрирован в ряде славянских языков (в том числе в древено-полабском языке, где "славак", "цлавак" означало "человек"). Этот этноним (средние словенцы, словаки, словинцы, словени новгородские) в различных модификациях чаще всего прослеживается на периферии расселения Славян. 

Полный текст публикации

СЛАВЯНЕ, крупнейшая в Европе группа родственных народов. Общая численность Славян около 300 млн. человек. Современные Славяне подразделяются на три ветви: восточные (русские, украинцы, белорусы), южные (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы) и западные (поляки, чехи, словаки, лужичане). Говорят на языках славянской группы индоевропейской семьи. Происхождение этнонима Славяне недостаточно ясно. По-видимому, он восходит к общеиндоевропейскому корню, смысловым содержанием которого является понятие "человек", "люди", "говорящие". В таком значении этноним Славяне зарегистрирован в ряде славянских языков (в том числе в древено-полабском языке, где "славак", "цлавак" означало "человек"). Этот этноним (средние словенцы, словаки, словинцы, словени новгородские) в различных модификациях чаще всего прослеживается на периферии расселения Славян.
Вопрос об этногенезе и так называемой прародине Славян остаётся дискуссионным. Этногенез Славян, вероятно, развивался поэтапно (протославяне, праславяне и раннеславянская этнолингвистическая общность). К концу 1-го тысячелетия нашей эры складывались отдельные славянские этнические общности (племена и союзы племён). Этногенетические процессы сопровождались миграциями, дифференциацией и интеграцией народов, этнических и локальных групп, ассимиляционными явлениями, в которых принимали участие различные, как славянские, так и неславянские, этносы в качестве субстратов или компонентов. Возникали и менялись контактные зоны, для которых были характерны этнические процессы разного типа в эпицентре и на периферии. В современной науке наибольшее признание получили взгляды, согласно которым славянская этническая общность первоначально складывалась в ареале либо между Одером (Одрой) и Вислой (одерско-висленская теория), либо между Одером и Средним Днепром (одерско-днепровская теория). Лингвисты полагают, что носители протославянского языка консолидировались не позднее 2-го тысячелетия до нашей эры.
Отсюда началось постепенное продвижение Славян в юго-западном, западном и северном направлениях, coвпадающее в основном с заключительной фазой Великого переселения народов (5-7 века). При этом Славяне вступали во взаимодействие с иранскими, фракийскими, дакскими, кельтскими, германскими, балтскими, финно-угорскими и другими этническими компонентами. К 6 веку Славяне заняли придунайские территории, входившие в состав Восточной Римской (Византийской) империи, около 577 пересекли Дунай и в середине 7 века расселились на Балканах (Мёзия, Фракия, Македония, большая часть Греции, Далмация, Истрия), проникнув частично в Малую Азию. Одновременно в 6 веке Славяне, освоив Дакию и Паннонию, достигли приальпийских районов. Между 6-7 веками (в основном в конце 6 века) другая часть Славян расселилась между Одером и Эльбой (Лабой), перейдя частично и на левобережье последней (так называемый Вендланд на территории Германии). С 7-8 веков происходит интенсивное продвижение Славян и в центральные и северные зоны Восточной Европы. В результате в 9-10 веках сложился обширный ареал славянского расселения: от северо-востока Европы и Балтийского моря до Средиземноморья и от Волги до Эльбы. Вместе с этим происходил распад праславянской этнолингвистической общности и формирование на основе локальных прадиалектов славянских языковых групп и позже - языков отдельных славянских этносоциальных общностей.
Античные авторы 1-2 веков и византийские источники 6-7 веков упоминают Славян под разными именами, то называя их обобщённо венедами, то выделяя среди них антов и склавинов. Не исключено, однако, что подобные названия (особенно "венеды", "анты") употреблялись для обозначения не только собственно Славян, но и соседних или связанных с ними других народов. В современной науке местопребывание антов обычно локализуют в Северном Причерноморье (между Северским Донцом и Карпатами), а склавинов трактуют как их западных соседей. В 6 веке анты совместно со склавинами участвовали в войнах против Византии и частично осели на Балканах. Этноним "анты" исчезает из письменных источников в 7 веке. Возможно, что он отразился в более позднем этнониме восточно-славянского племени "вятичи", в обобщённом обозначении славянских групп на территории Германии - "венды". Начиная с 6 века византийские авторы всё чаще сообщают о существовании "Славиний" ("Славий"). Их возникновение зафиксировано в разных концах славянского мира - на Балканах ("Семь родов", Берзития у племени берзитов, Драгувития у драгувитов и др.), в Центральной Европе ("государство Само"), у восточных и западных (в том числе поморских и полабских) Славян. Это были непрочные образования, возникавшие и вновь распадавшиеся, менявшие территории и объединявшие различные племена. Так, государство Само, сложившееся в 7 веке для защиты от аваров, баварцев, лангобардов, франков, объединяло Славян Чехии, Моравии, Словакии, Лужиц и (частично) Хорватии и Словении. Возникновение "Славиний" на племенной и межплеменной основах отразило внутренние перемены древнеславянского общества, в котором шёл процесс образования имущей верхушки, а власть племенных князей постепенно перерастала в наследственную.
Появление государственности у Славян относится к 7-9 векам. Датой основания Болгарского государства (Первое Болгарское царство) считается 681. Хотя в конце 10 века Болгария попала в зависимость от Византии, как показало дальнейшее развитие, болгарская народность к этому времени уже обрела устойчивое самосознание. Во 2-й половине 8 - 1-й половине 9 века происходит становление государственности у сербов, хорватов, словенцев. В 9 веке складывается древнерусская государственность с центрами в Старой Ладоге, Новгороде и Киеве (Киевская Русь). К 9 - началу 10 века относится существование Великоморавской державы, имевшей большое значение для развития общеславянской культуры, - здесь в 863 началась просветительская деятельность создателей славянской письменности Константина (Кирилла) и Мефодия, продолженная их учениками (после разгрома православия в Великой Моравии) в Болгарии. В пределы Великоморавского государства в пору его наивысшего расцвета входили Моравия, Словакия, Чехия, а также Лужицы, часть Паннонии и словенских земель и, по-видимому, Малой Польши. В 9 веке возникает Древнепольское государство. Одновременно протекал процесс христианизации, причём большинство южных славян и все восточные славяне оказались в сфере греко-православной церкви, а западные славяне (включая хорватов и словенцев) - римско-католической. У части западных Славян в 15-16 веках возникли реформационные движения (гусизм, община чешских братьев и др. в Чешском королевстве, арианство в Польше, кальвинизм у словаков, протестантство в Словении и др.), в значительной мере подавленные в период контрреформации.
Переход к государственным образованиям отразил качественно новую ступень этносоциального развития Славян - начало формирования народностей.
На характер, динамику и темпы складывания славянских народностей определяющее влияние оказали факторы социальные (наличие "полных" или "неполных" этносоциальных структур) и политические (наличие или отсутствие собственных государственно-правовых институтов, стабильность или подвижность границ ранних государственных образований и т.п.). Политические факторы в ряде случаев, особенно на начальных этапах этнической истории, приобретали решающее значение. Так, дальнейший процесс развития великоморавской этнической общности на базе входивших в состав Великой Моравии моравско-чешских, словацких, паннонских и лужицких племён Славян оказался невозможным после падения этого государства под ударами венгров в 906. Произошёл разрыв экономических и политических связей указанной части славянского этноса и его административно-территориальное разобщение, что создало новую этническую ситуацию. Наоборот, возникновение и упрочение на востоке Европы Древнерусского государства явилось важнейшим фактором дальнейшей консолидации восточнославянских племён в сравнительно единую древнерусскую народность.
В 9 веке земли, населённые племенами - предками словенцев, были захвачены германцами и с 962 стали частью Священной Римской империи, а в начале 10 века предки словаков после падения Великоморавской державы были включены в состав Венгерского государства. Несмотря на длительное сопротивление германской экспансии, основная часть полабских и поморских Славян лишилась независимости и подверглась насильственной ассимиляции. Несмотря на исчезновение у этой группы западных Славян собственной этнополитической базы, отдельные группы их в разных регионах Германии сохранялись длительное время - до 18 века, а в Бранденбурге и под Люнебургом даже до 19 века. Исключение составили лужичане, а также кашубы (последние в дальнейшем вошли в состав польской нации).
Приблизительно в 13-14 веках болгарская, сербская, хорватская, чешская и польская народности начали переходить к новой фазе своего развития. Однако этот процесс у болгар и сербов был прерван в конце 14 века османским нашествием, в результате которого они на пять столетий потеряли независимость, а этносоциальные структуры этих народностей были деформированы. Хорватия ввиду опасности извне в 1102 признала власть венгерских королей, но сохранила автономию и этнически хорватский господствующий класс. На дальнейшее развитие хорватской народности это оказало позитивное воздействие, хотя территориальное разобщение хорватских земель привело к консервации этнического регионализма. К началу 17 века польская и чешская народности достигли высокой степени консолидации. Но в Чешских землях, включённых в 1620 в состав габсбургской австрийской монархии, вследствие событий Тридцатилетней войны и политики контрреформации в 17 веке в этническом составе правящих слоёв и горожан произошли существенные перемены. Хотя Польша до разделов конца 18 века сохраняла независимость, общая неблагоприятная внутри- и внешнеполитическая обстановка и отставание в экономическом развитии тормозили процесс формирования нации.
Этническая история славян в Восточной Европе имела свои специфические особенности. На консолидацию древнерусской народности оказали воздействие не только близость культуры и родственность диалектов, которыми пользовались восточные славяне, но и сходство их социально-экономического развития. Своеобразие процесса формирования отдельных народностей, а позже - этносов у восточных славян (русские, украинцы, белорусы) заключалось в том, что они пережили стадию древнерусской народности и общей государственности. Их дальнейшее формирование было следствием дифференциации древнерусской народности на три самостоятельных близкородственных этноса (14-16 века). В 17-18 веках русские, украинцы и белорусы вновь оказались в составе одного государства - России, теперь уже как три самостоятельных этноса.
В 18-19 веках восточнославянские народности перерастают в современные нации. Процесс этот протекал у русских, украинцев и белорусов в различном темпе (наиболее интенсивном - у русских, наиболее замедленном - у белорусов), что обусловливалось своеобразными историческими, этнополитическими и этнокультурными ситуациями, которые переживал каждый из трёх народов. Так, для белорусов и украинцев важную роль сыграла необходимость противостоять полонизации и мадьяризации, неполнота их этносоциальной структуры, образовавшаяся в результате слияния собственных верхних социальных слоёв с верхними социальными слоями литовцев, поляков, русских и др.
У западных и южных Славян становление наций, при некоторой асинхронности исходных рубежей этого процесса, начинается во 2-й половине 18 века. При формационной общности, в стадиальном отношении между регионами Центральной и Юго-Восточной Европы существовали различия: если у западных Славян этот процесс в основном завершается в 60-х годах 19 века, то у южных Славян - после освободительной русско-турецкой войны 1877-78.
Вплоть до 1918 поляки, чехи и словаки входили в состав многонациональных империй, и задача создания национальной государственности оставалась нерешённой. В то же время политический фактор сохранял в процессе становления славянских наций своё значение. Закрепление независимости Черногории в 1878 создало основу для складывания в дальнейшем черногорской нации. После решений Берлинского конгресса 1878 и изменения границ на Балканах вне пределов Болгарии оказалась большая часть Македонии, что в последующем привело к формированию македонской нации. В начале 20 века, а особенно в период между первой и второй мировыми войнами, когда западные и южные Славяне обрели государственную независимость, этот процесс, однако, был противоречивым.
После Февральской революции 1917 предпринимались попытки создания украинской и белорусской государственности. В 1922 Украина и Белоруссия вместе с другими советскими республиками были учредителями СССР (в 1991 они объявили себя суверенными государствами). Утвердившиеся в славянских странах Европы во 2-й половине 1940-х годов тоталитарные режимы с господством административно-командной системы оказывали деформирующее воздействие на этнические процессы (нарушение прав этнических меньшинств в Болгарии, игнорирование руководством Чехословакии автономного статуса Словакии, обострение межэтнических противоречий в Югославии и т.д.). Это явилось одной из важнейших причин общенационального кризиса в славянских странах Европы, который привёл здесь, начиная с 1989-1990 годов, к существенным изменениям социально-экономической и этнополитической ситуации. Современные процессы демократизации социально-экономической, политической и духовной жизни славянских народов создают качественно новые возможности для расширения межэтнических контактов и культурного сотрудничества, имеющих прочные традиции.
А.С. Мыльников, К.В. Чистов // НиРМ 

0.069745779037476