Сери

СЕРИ (на языке опата - "быстрые люди"), конгкаак (самоназвание - "люди"), салинерос, тибуроны, тепока, гуайма, индейский народ на северо-западе Мексики (штат Сонора). Живут на побережье Калифорнийского залива от реки Магдалена до реки Матапе, в прилегающих горных районах (Сьерра-Сери) и на острове Тибурон. Древнейшее аборигенное население северной Соноры. Численность около 600 человек. Отличаются от большинства индейских народов Америки высоким ростом. Говорят на языке сери макросемьи хока, распространён также испанский язык. Сери придерживаются в основном традиционных верований, часть - христиане (протестанты). 

Полный текст публикации

СЕРИ (на языке опата - "быстрые люди"), конгкаак (самоназвание - "люди"), салинерос, тибуроны, тепока, гуайма, индейский народ на северо-западе Мексики (штат Сонора). Живут на побережье Калифорнийского залива от реки Магдалена до реки Матапе, в прилегающих горных районах (Сьерра-Сери) и на острове Тибурон. Древнейшее аборигенное население северной Соноры. Численность около 600 человек. Отличаются от большинства индейских народов Америки высоким ростом. Говорят на языке сери макросемьи хока, распространён также испанский язык. Сери придерживаются в основном традиционных верований, часть - христиане (протестанты).
По традиционной культуре относятся к индейцам юго-запада Северной Америки (см. в статье Индейцы). В 17-18 веках нападали на пима в миссиях, сражались с испанцами. В 1855-70-х годах были почти полностью истреблены мексиканскими войсками. В 1930-50-х годах переселены в квакерскую миссию на побережье Эль-Десембоке. С 1972 живут также в Пунта-Чуэка. С 1960-х годов усилилась аккультурация.
Традиционные занятия - рыболовство, морская охота (на черепах, в прошлом на морских млекопитающих) на лодках-плотах из трёх связок тростника с высоко поднятым носом, собирательство (семена меските, из которых мололи муку, плоды кактуса, из которых изготовляли напиток, моллюски и др.), охота; сохраняются сезонные перекочёвки малыми лагерями.
Сохраняют традиционное копьё для лучения рыбы, гарпун (на морских черепах), охотничьи яды, до 60-х годов 20 века - лук и стрелы с каменными наконечниками. С конца 19 века разводят кур (едят только яйца), меньше - коз, коров, ослов (на мясо). В связи с развитием туризма возрождаются традиционные ремёсла, среди женщин - плетение, гончарство (заимствованы в раннеколониальный период у папаго), кожевенное, с 1960-х годов резьба по железному дереву (главная статья дохода).
Пищу едят в основном варёную.
Поселения состоят из однокамерных прямоугольных каркасных хижин с плоской крышей и глинобитными или плетёнными из ветвей стенами; во временных лагерях сохраняется традиционное жилище из арочного каркаса, покрытого кустарником и панцирями черепах.
Традиционная одежда сохранялась вплоть до 20 века: ритуальные набедренные повязки и юбки из шкур пеликана, зимой - запашные юбки и повязки от груди до колен из шкур. Современная мужская одежда общемексиканского типа (см. в статье Mексиканцы); женщины носят длинные до щиколоток платья. Носят украшения из раковин, семян, цветов, дерева. Сохраняются ритуальная раскраска лица, губные палочки.
Традиционная социальная организация - семья малая и расширенная, счёт родства матрилинейный (ныне также билинейный), брак матрилокальный (ныне нео- и патрилокальный), распространены полигиния и полиандрия; сохраняются пережитки матрилинейных тотемных родов (каждый со своим набором рисунков с тотемной символикой), которые возглавляют старейшие женщины и их братья. Сери сохраняют эндогамию.
Сохраняют мифы о сотворении мира Пеликаном и др., культы Солнца, Луны, черепахи, пережитки тотемизма, промысловых культов (праздник коллективной охоты на пеликанов; праздник поимки морской черепахи, которую помещают под священный навес и разрисовывают ей голову, лапы и панцирь разноцветным геометрическим орнаментом, затем съедают), шаманизм, нагуализм, колдовство. Главный праздник связан с инициацией девочек (важную роль в жизни каждой играет амак - устроительница церемонии).
Богат фольклор: сказки, военные и шаманские песни (многие из них, а также некоторые танцы и музыкальные инструменты, кроме варгана и музыкального лука, заимствованы в 18-19 веках у яков).
А.А. Бородатова // НиРМ 

0.068220138549805