Салиши

 САЛИШИ, группа индейских народов на северо-западе США и юго-западе Канады. Языки салишской семьи, вытесняются английским языком. Общая численность - свыше 52 тыс. человек. Салиши - протестанты и католики. Делятся на прибрежных и внутренних. Традиционная культура прибрежных Салиши (провинция Британская Колумбия в Канаде, штаты Вашингтон и Орегон в США) типична для индейцев северо-западного побережья Северной Америки (см. Индейцы).

Полный текст публикации

САЛИШИ, группа индейских народов на северо-западе США и юго-западе Канады. Языки салишской семьи, вытесняются английским языком. Общая численность - свыше 52 тыс. человек. Салиши - протестанты и католики. Делятся на прибрежных и внутренних.
Традиционная культура прибрежных Салиши (провинция Британская Колумбия в Канаде, штаты Вашингтон и Орегон в США) типична для индейцев северо-западного побережья Северной Америки (см. Индейцы). Занимались рыболовством, собирательством, охотой, морским зверобойным промыслом, ремёслами (в том числе резьба по дереву, плетение, ткачество). Китобойный промысел существовал только у клаллам и куинолт (полуостров Олимпик). Для всех прибрежных Салиши характерны развитая социальная дифференциация, рабство, шаманизм, потлачи. Подразделяются на 6 групп: белла кула, северные, центральные, южные и юго-западные прибрежные Салиши, тилламук.
Белла кула (от бэлхвэла - на языке хейлтсэк "говорящие на языке белла-кула") - самая северная ветвь Салиши, изолированная от других групп. Язык белла-кула группы белла-кула. Традиционная территория - по фиордам Дин, Бёрк, Южный и Северный Бентинк и впадающим в них рекам Дин и Белла-Кула (Британская Колумбия). Важнейший объект охоты - снежная коза. Собирали камбий из стволов дерева зап. хемлок. Существовали большесемейные домохозяйства и родовые неэкзогамные группы (объединенные мифом о первопредке рода) с билинейным счётом родства, допускалось одновременное членство в нескольких родовых группах (до 8). Деревни, включавшие несколько домохозяйств с представителями различных родовых групп, объединялись в 4 территориальные группы. Брак патрилокальный. Характерны зимние церемонии, существовали два тайных ритуальных общества (Сисаук и Кусиют). Развито искусство резьбы по дереву (маски и др.). Обладали развитой космологией. Верили в духов и вечное верховное божество - Алхквнтам, создавшее 4 чудесных плотников, которые по его воле занимаются изготовлением земного рельефа и всего живого, включая отдельных людей.
Торговали, воевали, поддерживали культурные связи с соседями - вакашами (белла белла, квакиутл) и атапасками (карриер, чилкотин). Контакты с англичанами с 1793. Были посредниками в торговле с внутриматериковыми племенами. Эпидемии резко сократили численность; сохранились немногие селения. Первые белые поселенцы (норвежцы) появились только в 1894. Современные занятия белла кула - коммерческое рыболовство и лесозаготовки. Численность - 830 человек. 73% живут в 7 небольших резервациях (крупнейшая - в устье реки Белла-Кула). С 1970-х годов - возрождение традиционных танцев, рост этнического самосознания. Около 1980 приняли название "Нация Нухалк" (по названию долины реки Белла-Кула).
Северные, центральные и южные прибрежные Салиши населяли регион, охватывающий побережье, прилегающие территории и острова по проливам Джорджия, Хуан-де-Фука и заливу Пьюджет-Саунд. Говорили на языке центральной салишской группы.
Северные прибрежные Салиши населяли район Британской Колумбии в северной части пролива Джорджия, включали народы (каждый - с членением на территориальные группы): островные комокс (остров Ванкувер и острова в проливе), ассимилированные в 19 веке квакиутл; материковые комокс (хомалко, клахус, слайамэн) - обитают в резервации Слайамэн и в городе Кэмпбелл-Ривер (численность комалко - 245, клахус - 127, слайамэн - 560; на языке комокс говорит около 1/3 этого населения); пентлач (восток острова Ванкувер, численность 55 человек; язык - пентлач, утрачен; численность сократилась в 19 веке из-за набегов нутка и эпидемий); сишелт (обитали к югу от материковых комокс, численность - 708 человек в двух посёлках, язык - сишелт, вытесняется английским языком). Основные объекты традиционных промыслов - лосось, тюлени, дельфины, морские моллюски, на суше - олени. Делали пирожки из сушеных ягод. Счёт родства билинейный, брак билокальный. Нуклеарные семьи объединялись в домохозяйства, сохраняя отдельный очаг и часть дома. Существовали локально-родственные группы, признававшие общего мифологического предка, зимние церемонии. Контакты с европейцами с 1792. В 1860 начинается деятельность католических миссионеров. Были созданы миссионные деревни со строгим экономическим и моральным режимом, отказом от традиций. С 1876 поселены в резервациях. Входят в ряд индейских организаций Канады. В 1986-87 сишелт добились самоуправления с санкционированными правительством полномочиями, аналогичными муниципальным.
Центральные прибрежные Салиши занимали южную часть пролива Джорджия с островами, берега пролива Хуан-де-Фука (включая юго-восток острова Ванкувер и север полуострова Олимпик) и территории к северу и югу от нижнего течения реки Фрейзер. Часть народов группы (клаллам, нуксэк, ламми) - на территории США (штат Вашингтон), большая часть остальных - в Канаде (Британская Колумбия). Общая численность около 16 тыс. человек (в том числе 13 тыс. в Канаде). В группу входят народы (делились на племена): сквамиш (язык сквамиш, район устья реки Скуомиш); халкэмейлем (20 племён, в том числе нанаймо, кауичан, чехейлес, чиллэвак, мусквиэм и многие другие, язык халкэмейлем, район нижнего течения реки Фрейзер); к югу от них - нуксэк (язык нуксэк); 6 племён (ламми и др.), говорившие на языке нортерн-стрейтс (острова в проливе Джорджия, юго-восточный выступ острова Ванкувер, территория к югу от устья реки Фрейзер); клаллам (север полуострова Олимпик). Наряду с рыболовством, важное значение имел морской зверобойный промысел (тюлени и дельфины), у клаллам также - китобойный промысел (горбатый кит). Охотились на сухопутную дичь с луками из тиса, использовали ловушки. Важное значение имело собирательство, на места сбора некоторых растений существовали права индивидуальной или семейной собственности (камас у племён нортерн-стрейтс, дикая морковь у нуксэк, папоротник-орляк у мусквиэм и др.). Было развито ткачество. Для ткачества использовалась шерсть собак, снежных коз, птичий пух; характерно употребление большого веретена специфической формы. Была выведена особая порода нелающих собак с густым (главным образом белым) мехом, который весной срезали ножом (вымерла к середине 19 века). Ткали одеяла, в 20 веке у кауичан и других племён Салиши получило развитие надомное вязание свитеров при использовании традиционных рисунков и веретена в сочетании с современной техникой. Нуксэк кроме домов из досок строили зимние полуземлянки типа жилищ индейцев Плато, сквамиш и нижние халкэмейлем - убежища-землянки для периодов войн и холодов. Строили также военные укрепления (у племён нортерн-стрейтс - укреплённые селения со стенами, рвами, тоннелями). Деформированный череп у большинства племён обозначал статус свободного (не раба). Характерна раскраска тела. Счёт родства билинейный. Домохозяйства объединяли нуклеарные семьи. Существовали родовые группы (видимо, линиджи) с властью родовой элиты (статус наследовался по принципу первородства), локально-родственные общины состояли из домохозяйств рода и зависимых домохозяйств; некоторые общины имели собственное зимнее селение, другие - совместное. Соседние деревни совместно оборонялись. Верили в духов-хранителей, наделяющих силой через видения. Мифологические персонажи - культурный герой и трикстеры (Норка и Ворон). У клаллам и некоторых других племён существовали тайные ритуальные общества.
Контакты с европейцами с конца 18 века. Разделены установленной в 1846 американо-канадской границей. Поселены в резервациях (в США - в 1855, в Канаде - во 2-й половине 19 века). На территории США существует ряд резерваций клаллам, нуксэк, племён нортерн-стрейтс (крупнейшая - Ламми). В Канаде существует 47 общин (бэнд) центральных прибрежных Салиши. Занимаются главным образом коммерческим рыболовством; ламми (около 1,5 тыс. человек) владеют крупным рыболовецким флотом, ведут промысел в Тихом океане (около 1/4 всей рыбы, добываемой в штате Вашингтон), в 1980-е годы построили рыбоперерабатывающий завод, открыли школу, имеют собственный колледж. Все группы центральных прибрежных Салиши поддерживают культурные связи.
Южные прибрежные Салиши (штат Вашингтон, США) включают 40 племён к востоку и югу от залива Пьюджет-Саунд (язык лашутсид) и 9 племён к западу от них (район пролива Худ) - носителей языка твана. К лашутсид относятся племена скагит, суиномиш, снохомиш, сукуамиш, пьюэллэп, нисквалли и др. К твана относятся скокомиш, квилсин, дэлейлип и др. Общая численность свыше 18 тыс. человек, в том числе около 16 тыс.- лашутсид. Хотя рыба была основным продуктом питания, южные прибрежные Салиши в большей мере, чем другие группы Салиши, зависели от сухопутных промыслов (охоты и собирательства). Собирали корни, побеги, орехи, ягоды и луковицы (в том числе камас). Наряду с деревянными домами делали летние жилища, крытые тростниковыми циновками. Одежда - накидки, юбки из тонких полос кедровой коры, одеяла из шерсти собак и снежных коз или сшитых шкур. С конца 18 века пьюэллэп и нисквалли стали использовать лошадей, полученных от сахаптинов. Характерна деформация головы. Счёт родства билинейный. Брак патрилокальный у твана, у лашутсид - тенденция к матрилокальности (в том числе временной). Как и у центральных Салиши, была распространена полигиния. Высшая социальная единица - деревня. Деревни соединяли родственные и церемониальные связи. Главой деревни был богатейший из глав домохозяйств. Верили в духов-хранителей. Контакты с англичанами - с 1792, в 1839 начинается деятельность католических миссионеров, с 1845 - американских поселенцев. По договорам 1854 и 1855 Салиши поселены в резервациях: лашутсид - Суиномиш, Тулалип, Пьюэллэп, Нисквалли, твана - Скокомиш (1 тыс. человек) к северу, югу и юго-западу от города Сиэтл. В 1981 создана резервация Аппер-Скагит (верхние скагит). Заняты главным образом в коммерческом рыболовстве. Некоторые племена имеют собственный рыболовецкий флот, но большинство занимается мелким промыслом в реках и прибрежных водах. Решением американских судов 1974 и 1979 восстановлены права племён на рыболовецкие угодья по договорам 1854 и 1855. Их членам обеспечена специальная подготовка в области рыбного хозяйства. Племенные власти регулируют рыболовство, взимают налоги с индивидуальных рыболовов. Проводятся зимние церемонии, развиваются традиционные ремёсла (ткачество, плетение, деревообработка). Действует племенное самоуправление, резервации владеют торговыми заведениями и ресторанами.
Юго-западные прибрежные Салиши (к северу от эстуария реки Колумбия, штат Вашингтон) говорят на языке куинолт, нижних чехейлис, верхних чехейлис и каулиц группы цамосан. Традиционная территория куинолт - бассейны рек Куинолт и Куитс, нижних чехейлис - заливы Уиллапа и Грейс-Харбор (с впадающими в него реками), нижнее течение реки Чехейлис; верхних чехейлис - верхнее и среднее течение реки Чехейлис, каулиц - бассейн реки Каулиц. Делились на племена. Родственные домохозяйства (из нуклеарных семей) составляли экзогамную деревню во главе с вождём, имевшим глашатая. Власть главы домохозяйства наследовал старший сын. Верили в духов-хранителей. В 19 веке верхние чехейлис заимствовали коневодство. Контакты с европейцами с 1775. Эпидемия малярии в начале 1830-х годов сократила численность, последовали внутренние миграции и смешение этнических групп. В 1855 куинолт и их северные соседи куилиут (язык семьи чимакуан) подписали договор с США о создании крупной резервации Куинолт (район нижнего течения реки Куинолт). В 1864 создана резервация Чехейлис в среднем течении реки Чехейлис (часть верхних чехейлис и каулиц), небольшая резервация Шоулуотер создана в 1866 для нижних чехейлис, чинук и др. Современная "индейская нация куинолт" (около 2 тыс. человек, около 3/4 - в резервации Куинолт) состоит из представителей племён куинолт, куилиут, чинук, хох, также чехейлис, куитс и каулиц. Занимаются рыбоводством (промышленное воспроизводство лосося), лесозаготовками, обслуживанием рыболовов-туристов. Обладают широким самоуправлением. Резервация Шоулуотер имеет 123 члена. Резервацию Чехейлис населяет "племя чехейлис" (742 человек), состоит из потомков чехейлис, куинолт, нисквалли, клаллам и др. 30-50% земли в резервациях принадлежит неиндейцам. Значительная часть потомков каулиц живёт вне резерваций, образуя "нацию каулиц" (1424 человека).
Тилламук - самая южная, изолированная группа Салиши. Язык тилламук группы тилламук, близкий к центральной салишской группе, включающий несколько диалектов (нехалем, силетц и др.). Традиционная территория - побережье Орегона от мыса Тилламук на севере до бассейна реки Силец на юге. Преобладала деревенская экзогамия. Брак патрилокальный (с 5-дневной отработкой за жену), с последующей свободой выбора поселения. Для элиты характерна полигиния. Дома из досок (в том числе полуземлянки) населяли несколько семей. Верили в духов-хранителей. Характерен миф о Детской земле, существование в которой предшествует рождению. Численность сократилась в результате эпидемий и конфликтов с белыми. Современная численность около 200-300 человек, живут дисперсно, не организованы. Внутренние Салиши населяли нагорья и долины от Каскадных гор и Берегового хребта на востоке до Передового хребта Скалистых гор (бассейны рек Колумбия и Фрейзер) в Канаде и США. Традиционная культура типична для индейцев Плато (смотри Индейцы). По лингвистическому принципу выделяются северная группа (шусвап, томпсон, лиллуэт) в Канаде и юго-восточная группа (калиспел, флатхед, спокан, кёр дален, колвил, оканаган) в США. В результате переселения в резервации (19 век) значительная часть племён внутренних Салиши, смешиваясь, интегрировалась в "конфедерированные племена", иногда вместе с народами других групп (кутенай).
Собственно Салиши (самоназвание), или флатхед ("плоская голова", происхождение названия не ясно, т.к. собственно Салиши не практиковали деформацию черепа). Обитали в долине реки Биттер-Рут (запад современного штата Монтана). Овладев коневодством (18 век), перешли к конной охоте на бизона на Великих Равнинах, враждуя с черноногими. Контакты с европейцами с начала 19 века, вовлечены в пушную торговлю. С 1841 на территории флатхед действовали христианские миссионеры. Во время "индейских войн" 19 века флатхед сохранили лояльность США. В 1855 они с верхними калиспел и кутенай заключили договор с США о создании резервации (современная Флатхед). Большинство флатхед было против переселения, которое произошло только в 1891. В 1904-08 резервация разделена на участки-аллоты, в 1910 открыта для освоения белыми поселенцами, что привело к сокращению племенных земель. Вместе с кутенай, верхними калиспел и частью спокан образовали "Конфедерированные племена Салиши и кутенай" (свыше 5 тыс. человек), около половины которых живёт в резервации Флатхед (к югу от озера Флатхед на северо-западе штата Монтана), остальные - в штатах северо-запада США и Калифорнии. Имеют самоуправление. Заняты главным образом на лесозаготовках. Резервация получает доходы от продажи леса и арендной платы за ГЭС на реке Флатхед на территории резервации, владеет туристскими объектами. С 1976 действует 2 культурных комитета - собственно Салиши и кутенай (запись фольклора, развитие языка).
Калиспел (панд-орей) делились на верхних (жили в районе озера Флатхед и на западе до озера Пенд-Орил) и нижних (на озёрах Пенд-Орил и Прист и в низовьях реки Кларк-Форк). Язык калиспел. Верхние калиспел поселены в резервации Флатхед, нижние, отказываясь селиться с другими племенами, в конце 19 - начале 20 века получили официальный статус племени и резервацию по реке Панд-Орей (Пенд-Орил) к северу от города Спокан. Численность 259 человек.
Кёр-дален (французское "сердце-шило", название дано в 19 веке франкоканадскими торговцами), скицвиш (самоназвание). Обитали между реками Кларк-Форк, Клируотер, Спокан и озером Пенд-Орил. Делились на 3 группы. Язык кёр-дален. В 1858 вели войну с армией США. С 1873, уступив большую часть своей территории, живут в резервации Кёр-дАлен на севере штата Айдахо, к югу от города Кёр-дАлен. Численность 853 человек. Заняты в сельском хозяйстве, строительстве, на лесозаготовках, сдают землю в аренду. Разработана программа спасения родного языка.
Спокан жили в районе реки Спокан, делились на 3 группы (верхние, средние и нижние). Язык спокан. С 1881 нижние спокан живут в резервации Спокан (к северо-западу от города Спокан), верхние и средние - в Флатхед и Кёр-дАлен. Численность 1961 человек. Вместе с другими Салиши и не-персе вели конную охоту на бизонов к востоку от Скалистых гор. В 1858 участвовали в войне с США на стороне кёр-дален. Характерны попытки синкретического сочетания христианства с традиционными церемониями. Выступают против попыток ликвидации резервации. Действуют программы профессиональнотехнического обучения и преподавания языка спокан. Заняты в сельском хозяйстве и на лесозаготовках. Получают доходы от добычи урановых руд на территории резервации.
Колвил. Жили по реке Колумбия и её притокам (штат Вашингтон). Вместе с другими племенами (Салиши и сахаптины) поселены в резервации Колвил (создана в 1872) на северо-востоке штата Вашингтон, к востоку от реки Колумбия, их потомки, именуя себя "колвил", образуют "Конфедерированные племена Колвил" (3,8 тыс. человек). Заняты главным образом в лесной промышленности.
А.А. Истомин // НиРМ 

0.069468975067139