Пайют

ПАЙЮТ, нымы (самоназвание), индейские народы группы шошонов в США: южные Пайют (территория к северу и западу от реки Колорадо: север штата Аризона, юго-запад штата Юта, юго-восток штата Невада и Калифорния), северные Пайют (восток Большого Бассейна: Восток штата Невада и юго-восток штата Орегон) и Пайют долины реки и озера Оуэнс (включая восточные предгорья хребта Сьерра-Невада на востоке Калифорнии). Языки: северный пайют, южный пайют, моно (у Пайют долины Оуэнс) группы нумик юто-ацтекской семьи, вытесняемые английским языком. Пайют - христиане и приверженцы синкретических культов, известны современные случаи шаманизма. Общая численность 11 тыс. человек. 

Полный текст публикации

ПАЙЮТ, нымы (самоназвание), индейские народы группы шошонов в США: южные Пайют (территория к северу и западу от реки Колорадо: север штата Аризона, юго-запад штата Юта, юго-восток штата Невада и Калифорния), северные Пайют (восток Большого Бассейна: Восток штата Невада и юго-восток штата Орегон) и Пайют долины реки и озера Оуэнс (включая восточные предгорья хребта Сьерра-Невада на востоке Калифорнии). Языки: северный пайют, южный пайют, моно (у Пайют долины Оуэнс) группы нумик юто-ацтекской семьи, вытесняемые английским языком. Пайют - христиане и приверженцы синкретических культов, известны современные случаи шаманизма. Общая численность 11 тыс. человек.
Традиционная культура типична для индейцев Большого Бассейна (см. в статье Индейцы). Занимались собирательством (семена горных сосен, у Пайют долины Оуэнс - также сбор в большом количестве крупных личинок моли пандора, которых жарили и заготавливали впрок) и охотой, северные Пайют в районах озёр - также рыболовством, некоторые группы южных Пайют - земледелием, заимствованным у народов юго-запада Северной Америки.
Пайют долины Оуэнс применяли ирригацию диких растений для обеспечения продуктивности собирательских угодий. В 18 веке часть северных Пайют переняли коневодство у соседей, северных шошонов, и стали практиковать конную охоту на бизонов в отдалённых районах, объединяясь во временные охотничьи группы. Было развито плетение. Часть южных Пайют и Пайют долины Оуэнс умели делать керамику.
Жилище - коническое (у Пайют долины Оуэнс - конические полуземлянки), полуконическое и куполообразное, крытое хворостом, тростником и травой, навесы и ветровые заслоны, у Пайют долины Оуэнс - также общественные дома-полуземлянки.
У южных Пайют одежда из коры (двойной передник у обоих полов, ноговицы) сменилась одеждой из кожи, носили сандалии из коры или юкки с деревянной подошвой зимой для снега.
Основа социальной организации - малые семьи, которые объединялись в группы во главе с предводителем и вели дисперсно полукочевой образ жизни, сезонно возвращаясь к местам сбора, временным поселениям (более стабильным у Пайют долины Оуэнс). Семья моногамная, у южных Пайют известны полигиния и полиандрия, существовали левират и сорорат. У южных Пайют брак патрилокальный с временной матрилокальностью. Счёт родства билинейный. У южных Пайют существовала наследуемая собственность семей (в лице одного из членов) на водные источники. Традиционная религия - шаманизм, вера в духов.
Контакты: у южных Пайют с испанцами (охотники за рабами) - с конца 18 века, с американцами (секта мормонов) - с середины 19 века; с американцами - у северных Пайют с начала 19 века, у Пайют долины Оуэнс - с середины 19 века. В условиях растущего притока белых конные группы северных и отчасти южных Пайют с середины 19 века занимались разбоем (угоном скота у поселенцев и транзитных мигрантов и др.), что привело к столкновениям с американскими войсками на севере в 1866-68 годах. В основном с начала 1870-х годов северные и южные Пайют расселены в многочисленных резервациях. Пайют долины Оуэнс после войны 1863 утратили свои земли, с начала 20 века - в резервациях. Современные Пайют сильно ассимилированы, сохранились отдельные элементы традиционной культуры. Уровень жизни в основном ниже среднего, заняты в сельском хозяйстве резерваций или работают по найму.
А.А. Истомин // НиРМ 

0.067656993865967