Пуэбло

ПУЭБЛО (от испанского "пуэбло" - "селение"), группа индейских народов (хопи, зуни, керес, а также тева, хемес, южные и северные тива, в том числе таос, образующие группу тано) на юго-западе США, в основном между реками Рио-Гранде и Колорадо (штаты Нью-Мексико и Аризона). Численность 52,9 тыс. человек. Говорят на языках хопи юто-ацтекской семьи, таос, пикурис, южном тива подгруппы тива, тева (с диалектами) подгруппы тева и хемес подгруппы това группы тано кайова-таноанской семьи, зуни (изолят, возможно очень дальнее родство с пенути) и керес (изолят). Распространены также английский и испанский языки. Значительная часть Пуэбло - католики, есть протестанты; наряду с христианством или в качестве основной религии (зуни) сохраняют традиционные верования, есть приверженцы пейотизма (таос). 

Полный текст публикации

ПУЭБЛО (от испанского "пуэбло" - "селение"), группа индейских народов (хопи, зуни, керес, а также тева, хемес, южные и северные тива, в том числе таос, образующие группу тано) на юго-западе США, в основном между реками Рио-Гранде и Колорадо (штаты Нью-Мексико и Аризона). Численность 52,9 тыс. человек. Говорят на языках хопи юто-ацтекской семьи, таос, пикурис, южном тива подгруппы тива, тева (с диалектами) подгруппы тева и хемес подгруппы това группы тано кайова-таноанской семьи, зуни (изолят, возможно очень дальнее родство с пенути) и керес (изолят). Распространены также английский и испанский языки. Значительная часть Пуэбло - католики, есть протестанты; наряду с христианством или в качестве основной религии (зуни) сохраняют традиционные верования, есть приверженцы пейотизма (таос).
Предки Пуэбло - полуоседлые племена охотников и собирателей, перешедшие к оседлому земледелию. В 13-15 веках предки керес и тано (культура анасази) расселились по долине реки Рио-Гранде и её притоков, ранее хопи и зуни - по пустынным плато и долинам к западу от неё. Основные культурные различия сложились между западными Пуэбло (хопи, зуни) и восточными Пуэбло (тано) долины Рио-Гранде. Керес (долина Рио-Гранде) занимали промежуточное положение.
Контакты с испанцами с 1540, с 1598 - испанская колонизация; индейцы подвергнуты насильственной христианизации. В 1680 Пуэбло восстали, в 1692 испанское господство было восстановлено (на западе в ослабленном виде). У испанцев Пуэбло заимствовали скотоводство (главным образом овцеводство), культуру пшеницы и садоводство. В 1848 территория Пуэбло отошла к США. Пуэбло потеряли значительную часть земель, были созданы резервации.
Значительная часть продолжает жить в пуэбло (18 в долине Рио-Гранде, одно у зуни, несколько у хопи). Со 2-й четверти 20 века Пуэбло добились передачи некоторых исконных территорий под контроль общин (в том числе в 1970 территории с озером Блю-Лейк - святыней таос). С 50-х годов действует общий совет Пуэбло (главным образом восточных) из лидеров общин.
Традиционная культура типична для индейцев юго-запада Северной Америки (см. в статье Индейцы). Основное занятие - интенсивное ручное земледелие (кукуруза, фасоль, тыква и др.). Ирригация была распространена у тано (частично также у зуни и хопи), суходольное земледелие - у зуни, заливное - у хопи. Ремёсла - ткачество на вертикальных станках, расписная керамика, обработка меди и серебра (заимствовали от испанцев). Охота, рыболовство и собирательство носили подсобный характер.
Современные Пуэбло заняты работой по найму. Разводят овец и домашнюю птицу, выращивают фрукты, ловят рыбу на продажу.
В 60-70-е годы возросло значение традиционных ремёсел на продажу (керамика, живопись, ткачество).
Характерны поселения - "пуэбло" (до 4 тыс. человек) - многокамерные постройки из песчаника или сырцового кирпича, расположенные уступами в несколько этажей, часто замкнутые вокруг центральной площади, с глухими внешними стенами; крыши нижних этажей служили дворами для верхних. Современные пуэбло - комплексы из отдельных кварталов, образуемых такими многокамерными жилищами. Глухие круглые помещения-колодцы (у хопи - подземные прямоугольные) - "кивы", в которые проникали через отверстие в крыше, служили для ритуалов и заседаний советов.
Традиционная повседневная одежда (из хлопка и шерсти) мужчин - рубашка и широкие короткие брюки, кожаные туфли, сшитые с ноговицами, женщин - платье-накидка, обёрнутое вокруг тела через правое плечо, закреплённая узорным поясом юбка, шаль, накидка-одеяло, белая обувь без каблуков - сапоги с широким, загнутым в складки голенищем (таос) или туфли с твёрдой подошвой и полосой кожи, обёрнутой вокруг голени. Характерны украшения из серебра и бирюзы.
Хопи, зуни, западные керес делились на матрилинейные экзогамные роды и матрилокальные семьи, а также ритуальные общества (по киве), тева - на патрилинейные неэкзогамные фратрии, символически связанные с двумя сезонами года (лето, зима), и билинейные патрилокальные большие семьи. Восточные керес и хемес имели матрилинейные роды, существовало ритуальное деление на 2 ритуальные патрилинейные общества (по киве). Северные тива имели дуальную организацию (по северной и южной сторонам) и родственные структуры, сходные с тева, южные тива - матрилинейные неэкзогамные группы, символически связанные со сторонами света и цветами. Потестарная организация также различна: на западе - теократия, на востоке - власть вождей и совета племени.
В традиционной религии Пуэбло преобладал культ сил природы, прежде всего солнца, промысловые культы, тотемизм, культ качин (особенно на западе) - посредников между богами и людьми. Изображения качин (деревянные фигурки, раскрашенные и наряженные) - главные атрибуты многих церемоний.
Сохраняются доиспанский фольклор, традиционные ритуалы и танцы. Традиционная культура и социальная организация лучше сохранилась у зуни, таос, хопи, керес Рио-Гранде; восточных керес (лагуна) и южных тива (сандия) подверглись более сильной ассимиляции.
В.А. Тишков, А.А. Истомин // НиРМ 

0.05689001083374