Помо

 ПОМО (помо-пома - "те, кто живут у дыры с красной землёй", название трайблета у северных Помо, вероятно, по разработкам ископаемых), 7 родственных индейских народов группы хока в США (северо-запад центральной Калифорнии): южные Помо, юго-западные Помо или кашайа (самоназвание от "быстрый, проворный"), центральные Помо, северные Помо, северо-восточные Помо, восточные Помо, юго-восточные Помо. Общая численность около 2 тыс. человек (с метисами). Говорили на 7 языках (названия которых соответствуют названиям народов) группы помо макросемьи хока. Языки северо-восточных и северных Помо исчезли, на языке кашайа говорят около 60 человек, на остальных - по 2-5 человек.

Полный текст публикации

ПОМО (помо-пома - "те, кто живут у дыры с красной землёй", название трайблета у северных Помо, вероятно, по разработкам ископаемых), 7 родственных индейских народов группы хока в США (северо-запад центральной Калифорнии): южные Помо, юго-западные Помо или кашайа (самоназвание от "быстрый, проворный"), центральные Помо, северные Помо, северо-восточные Помо, восточные Помо, юго-восточные Помо. Общая численность около 2 тыс. человек (с метисами). Говорили на 7 языках (названия которых соответствуют названиям народов) группы помо макросемьи хока. Языки северо-восточных и северных Помо исчезли, на языке кашайа говорят около 60 человек, на остальных - по 2-5 человек. Распространён английский язык. Предположительно, в древности жили в районе озера Клир-Лейк, откуда западная группа Помо (предки кашайа, южных, центральных и северных Помо) мигрировала в бассейн реки Русской и к Тихому океану. Помо - католики, методисты, мормоны, бахаисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, многие одновременно исповедуют традиционные культы.
Предположительная доконтактная численность Помо 8-21 тыс. человек. Помо населяли пояс густых лесов секвойи на тихоокеанском побережье от мыса Дункан (к югу от устья реки Русской) до района современного города Форт-Брагг, бассейн реки Русской и на востоке - район озера Клир-Лейк. Северо-восточные Помо обитали на изолированной компактной территории в верховьях реки Стоуни. Несмотря на этнолингвистические различия, все Помо сознавали свою культурную общность.
Традиционная культура типична для индейцев Калифорнии (см. в статье Индейцы). Занимались собирательством, охотой и рыболовством. Добывали соль: прибрежные Помо (кашайа, часть северных и центральных Помо) - из морской воды, северо-восточные Помо - минеральную (кристаллы на поверхности почвы). Разрабатывали месторождения обсидиана, красной глины и магнезита (район озера Клир-Лейк). Прибрежные Помо жили в односемейных конических постройках из коры секвойи (постоянные селения - вдали от побережья, у океана разбивали сезонные лагери, делали плоты из выброшенных брёвен). Помо внутренних районов (южные, восточные, юго-восточные, часть центральных и северных Помо) жили в многосемейных жилищах (у каждой семьи - свой очаг и выход), крытых хворостом, травой или тростником, в селениях у рек (юго-восточные Помо - на островах озера Клир-Лейк, делали лодки из связок тростника). Строили также круглые полуземлянки - мужские дома-парильни и дома собраний. Одежда - из коры, тростника, шкур. Было высоко развито плетение корзин с использованием перьев.
В основе социальной организации - билинейные большесемейные или состоящие из малых семей локально-родственные группы во главе с вождём (иногда имел вождей-помощников). Основная потестарная единица - трайблет (смотри в статье Индейцы). Помо делились на 34 трайблета во главе с советами из вождей родственных групп, входивших в трайблет; один из них был, как правило, главным вождём (выборным или наследственным, от дяди к племяннику по женской линии). Существовали также церемониальные вожди, иногда - вожди-женщины (наряду с мужчинами-вождями - их сёстры или дочери), которые готовили пищу для церемоний. Некоторые трайблеты объединялись в конфедерации во главе с выборными военными вождями. Существовала стратификация по родству, богатству, заслугам, в некоторых трайблетах - индивидуальная и семейная собственность на отдельные деревья (дубы и др.), места собирательства и рыбной ловли. Был развит обмен. Меновый эквивалент и знак статуса - цилиндры из магнезита и связки раковинных дисков. Преобладал билокальный брак. При относительно высокой плотности населения практиковалось ограничение рождаемости (инфантицид, аборты и др.).
Традиционные культы - сил природы, шаманизм, культ Куксу. Характерны церемонии первых плодов. Существовали ритуальные мужские союзы, в том числе тайные (Куксу).
Постоянные контакты с европейцами (испанцами, русскими) у южных групп Помо - с 1810-х годов. На территории кашайа (с их согласия) находилось русское селение Росс (1812-41, современный Форт-Росс). Жители Росса (эскимосы, креолы, русские) контактировали с кашайа, южными и центральными Помо, женились на индеанках Помо (главным образом кашайа), большей частью принимавших православие. В языке кашайа - около 30 заимствований из русского языка. Часть Помо пригонялась силой на сезонные сельскохозяйственные работы в колонию Росс. Южные и юго-восточные Помо угонялись в испанские миссии и как рабы на мексиканские ранчо. Численность Помо сократилась в 19 веке из-за болезней. Приток белых мигрантов (с 1830-40-х годов) вёл к вытеснению Помо с их земель. В 1872 среди Помо распространился культ "Пляска духа", вскоре сменившийся культом Боле-Мару. К концу 19 века жили в небольших поселениях-ранчериях на землях белых как дешёвая сезонная рабочая сила, сохраняя остатки традиционных занятий (зимой). Многие ранчерии получили статус резерваций и участки земли, но к концу 1960-х годов их значительная часть была ликвидирована, земли разделены. Большинство современных Помо живёт дисперсно (кашайа - в районе годов Санта-Роса и Себастопол), некоторая часть - компактно в ранчериях: кашайа (общая численность около 200-300 человек) - в резервации Стюарт-Пойнт (Кашайа, около 80 человек) к северу от Форт-Росса, центральные Помо - в резервации Манчестер - Пойнт-Арена (около 85 человек), северные Помо - в районе города Юкайа и верхнем течении реки Русской, южные Помо - в среднем течении реки Русской, восточные и юго-восточные Помо - в районе озера Клир-Лейк (в том числе в резервации Салфэ-Бэнк, около 45 человек). В развитии кашайа в 20 веке большую роль играли женщины-проповедницы (в том числе Э. Пэрриш), духовные лидеры общины. У кашайа лучше сохранились элементы традиционной культуры, начато преподавание языка. Помо в значительной мере ассимилированы, частично метисированы или смешаны с другими индейскими народами (в том числе Помо). Для ряда общин характерен сильный фракционализм. В ранчериях сохраняется большая семья, как подсобные занятия - охота и собирательство, используется земляная печь (кашайа), сохраняются шаманизм, традиционные церемонии, церемониальный дом в резервации кашайа развивает традиции аборигенной архитектуры. Помо заняты по найму в сельском хозяйстве (сезонно), на лесозаготовках, в социальной инфраструктуре, также живут на пособие. Участвуют в индейском движении.
А.А. Истомин // НиРМ 

0.057512998580933