Овамбо

ОВАМБО, амбо, народ группы банту на севере Намибии (около 750 тыс. человек), на юге Анголы (около 240 тыс. человек). Делятся на группы: куаньяма, донга, ганджела, куамби, мбаланту, куалуди, эунда и др. Говорят на языках куаньяма, донга (амбо), ганджела (возможно говорное членение). На куаньяма и донга существует письменность на основе латинского алфавита. Верующие - христиане (в основном лютеране). 

Полный текст публикации

ОВАМБО, амбо, народ группы банту на севере Намибии (около 750 тыс. человек), на юге Анголы (около 240 тыс. человек). Делятся на группы: куаньяма, донга, ганджела, куамби, мбаланту, куалуди, эунда и др. Говорят на языках куаньяма, донга (амбо), ганджела (возможно говорное членение). На куаньяма и донга существует письменность на основе латинского алфавита. Верующие - христиане (в основном лютеране).
Первоначально Овамбо обитали в Центральной Африке. В 15-16 веках мигрировали в район рек Окаванго и Кунене, создали раннегосударственное объединение. Оказали сопротивление колонизаторам в начале 20 века. У Овамбо Намибии интенсивны процессы этнической консолидации.
Традиционные занятия - земледелие, главным образом ручное (просо, сорго, бобы, кукуруза, тыквы, арбузы), и скотоводство, в том числе отгонное (в основном крупный и мелкий рогатый скот, ослы, лошади; крупный рогатый скот - молочный, служит основным мерилом богатства, на мясо забивается только по праздникам), разводят кур, собак, свиней. Овамбо составляют основную массу работников по найму. Ремёсла - гончарное, плетение корзин, циновок, обработка дерева (ступки, луки со стрелами), шкур (юбки, фартуки), меди и железа (ножи, топоры, кольца, обручи).
Поселения круговые. Традиционные постройки свайные, с плетёными и обмазанными глиной стенами и конической крышей из пальмовых веток. Деревни огорожены частоколом.
Деревня Овамбо (эумбо) представляет собой поселение 5-10 индивидуальных семей. В основе традиционного общественного устройства - вождество. Наряду с матрилатеральными родами существует территориальное деление на районы (ойлонго), управляемые старостами (омуленга), и на более мелкие участки, управляемые старшинами (омвене-мукунда).
Характерен праздник в честь возвращения мужчин с пастбищ.
А.В. Притворов // НиРМ

0.065148830413818