Онинцы

ОНИНЦЫ (от названия местности Онин), оранг онин, ковиайцы, оранг ковиаи (индонезийское), народ в Индонезии, на полуострове Бомбарай (провинция Ириан-Джая). Численность 3-4 тыс. человек. Делятся на две субэтнические группы: собственно Онинцы, на южном берегу залива Берау и по берегу моря Серам, и ковиайцы, по берегам бухты Камрау. Язык они восточно-австронезийской группы австронезийской семьи делится на диалекты и говоры. Распространён также индонезийский язык. Онинцы - мусульмане-сунниты. 

Полный текст публикации

ОНИНЦЫ (от названия местности Онин), оранг онин, ковиайцы, оранг ковиаи (индонезийское), народ в Индонезии, на полуострове Бомбарай (провинция Ириан-Джая). Численность 3-4 тыс. человек. Делятся на две субэтнические группы: собственно Онинцы, на южном берегу залива Берау и по берегу моря Серам, и ковиайцы, по берегам бухты Камрау. Язык они восточно-австронезийской группы австронезийской семьи делится на диалекты и говоры. Распространён также индонезийский язык. Онинцы - мусульмане-сунниты.
Онинцы - торговый этнос, сформировавшийся в первой половине 2-го тысячелетия нашей эры в процессе втягивания прилегающей к Молуккским островам части Новой Гвинеи в международную торговлю пряностями, когда многочисленные мигранты из Малайского архипелага (преимущественно гесерцы, а также бугисы, макасар, тидорцы, яванцы, старобанданцы) ассимилировали коренное папуасское население. В 14 веке Онинцы входят в сферу влияния яванской империи Маджапахит, затем подчиняются гесерским княжествам и султанату Тидоре, откуда воспринимают ислам в 16-17 веках.
До начала 20 века местные княжества (Секар, Аргуни, Сисир, Наматоте и др.) контролировали посредническую торговлю дикорастущим мускатным орехом, благовониями, шкурками райских птиц и др. между папуасами и индонезийцами. В 20 веке влияние Онинцев падает в связи с упадком торговли пряностями, конкуренцией со стороны китайских торговцев, развитием нефтедобывающей промышленности, привлекшей многочисленных мигрантов из Западной Индонезии.
Основа хозяйства - рыболовство, добывание саго, собирательство продуктов моря, торговля; приусадебное огородничество (батат, маниок, таро, фруктовые деревья, кокосовая пальма), морская и сухопутная охота играют подсобную роль. Развиты лепное гончарство, строительство судов, резьба по дереву.
Родственная и семейно-брачная структуры не изучены. Основа социальной организации - группа общин во главе с раджей, некогда составлявших княжество.
Поселения линейной планировки на прибойной полосе, в прилив затопляются водой, так что сообщение между домами осуществляется на лодках (с двумя балансирами). Дома на высоких сваях на платформе, каркасно-столбовые, стены и двускатные крыши крыты дранкой из черенков саговой пальмы.
Мужская одежда европейская, по праздникам надевают саронг и распашную кофту из цветного ситца. Повседневная одежда женщин - однотонный (чаще розового и голубого цвета) саронг, подвязанный на груди; по праздникам поверх него надевают длинную распашную кофту с длинными рукавами (обычно белого цвета).
Основная пища - варёный саговый крахмал, печёные изделия из саго, рыба с овощными приправами.
Распространены общеиндонезийские танцы типа менари, пантомимические танцы папуасского происхождения. Сохраняются традиционные верования, в том числе культ предков, изображаемых в виде идолов (матутуо), культ лодок, дракона (нага) и др.
М.А. Членов // НиРМ 

0.056524991989136