Оджибве

ОДЖИБВЕ (по самоназванию одной из групп Оджибве - очипве), чиппева (название Оджибве в США), самоназвание анишшинапе, индейский народ группы алгонкинов в Канаде (в провинциях Манитоба и Онтарио) и США (в штатах Миннесота, Мичиган, Висконсин, Монтана, Северная Дакота). Живут в резервациях. Численность в Канаде 120 тыс. человек, в США 103,8 тыс. человек. 

Полный текст публикации

ОДЖИБВЕ (по самоназванию одной из групп Оджибве - очипве), чиппева (название Оджибве в США), самоназвание анишшинапе, индейский народ группы алгонкинов в Канаде (в провинциях Манитоба и Онтарио) и США (в штатах Миннесота, Мичиган, Висконсин, Монтана, Северная Дакота). Живут в резервациях. Численность в Канаде 120 тыс. человек, в США 103,8 тыс. человек. Основные группы: северные Оджибве (в верховьях рек, впадающих с запада в залив Джеймса и Гудзонов), сото (от французского saulteaux - "люди порогов", к востоку и югу от озера Виннипег до озера Лесное), юго-восточные Оджибве (на северном и восточном побережье озера Гурон и к востоку от озера Мичиган) и юго-западные Оджибве (в районе южного побережья озера Верхнее). Язык оджибве. Распространён английский язык. Оджибве - в основном христиане (протестанты и католики), иногда с сохранением традиционных верований.
Традиционная культура типична для индейцев Субарктики и северо-востока Северной Америки (см. в статье Индейцы). Традиционные занятия - охота, рыболовство и собирательство. У сото и юго-западных Оджибве сохраняется сезонный сбор дикого риса и кленового сока.
В 17-18 веках Оджибве втянулись в торговлю мехами с европейцами, товарный промысел пушнины стал основным занятием.
Часть южных групп Оджибве занимаются фермерским хозяйством. Многие Оджибве работают по найму на фермах, лесозаготовках, рудниках, в сфере обслуживания, растёт миграция в города (в Миннеаполисе около 8 тыс. сото и северных Оджибве). Традиционная охота и собирательство сохраняются у северных Оджибве.
В 19 веке поселяются в резервациях. В 20 веке перешли к оседлости.
У юго-западных Оджибве в летних лагерях по сбору риса и кленового сока вигвамы строятся редко.
Группа родственных малых семей составляла общину (20-50 человек) во главе с вождём. Брак патрилокальный, с отработками за невесту, распространяется неолокальный брак. Существовало деление на патрилинейные тотемные роды (кроме северных Оджибве). Родовая экзогамия сохранялась у юго-западных Оджибве и сото до 1970-х годов. У северных Оджибве большие семьи объединялись в полуоседлые охотничьи общины во главе со старейшиной, существовали полигиния, левират, сорорат, кросскузенные браки, у некоторых групп, возможно, матрилинейные роды.
Городские Оджибве часто сохраняют обычай родовой взаимопомощи, связь с резервациями.
В 60-70-е годы развивается общинное самоуправление. В Миннесоте 6 резерваций объединились в Миннесотское племя чиппева во главе с выборным советом. Племенные советы других групп объединены в Межплеменной совет Великих озёр.
Традиционные верования - тотемизм, охотничьи культы, культы духов-покровителей и верховного божества Киччи-Манито (у сото и юго-западных Оджибве), шаманизм. Существовали мифы о культурном герое Нанабожо и каннибале Виндиго, тайные знахарские общества. Сохраняются традиционные обряды (танец бубна), народная медицина, игры, ремёсла и искусство. Оджибве активно участвуют в индейском движении.
В.А. Тишков // НиРМ 

0.068928956985474