Ньямвези

НЬЯМВЕЗИ, ваньямвези (самоназвание - "лунные люди" - от "мвези", "луна", или "западные люди" - от "мвели", "запад"), народ группы банту в Танзании (на равнинах в областях Табора, Шиньянга и Мванза). Близки ирамба, ньятуру и сукума. Численность вместе с сукума и ньятуру 4,6 млн. человек. Говорят на языке киньямвези, имеющем несколько диалектов. Распространён также язык суахили. Придерживаются традиционных верований; есть мусульмане-сунниты, христиане (главным образом католики).
Ньямвези сложились в результате миграций банту в 17-18 веках. 

Полный текст публикации

НЬЯМВЕЗИ, ваньямвези (самоназвание - "лунные люди" - от "мвези", "луна", или "западные люди" - от "мвели", "запад"), народ группы банту в Танзании (на равнинах в областях Табора, Шиньянга и Мванза). Близки ирамба, ньятуру и сукума. Численность вместе с сукума и ньятуру 4,6 млн. человек. Говорят на языке киньямвези, имеющем несколько диалектов. Распространён также язык суахили. Придерживаются традиционных верований; есть мусульмане-сунниты, христиане (главным образом католики).
Ньямвези сложились в результате миграций банту в 17-18 веках.
Основные занятия - ручное земледелие (сорго, просо, маис, бананы, маниок, в колониальный период - табак, сахарный тростник), на севере - скотоводство (короткорогий горбатый зебу, козы, овцы). В 19 веке включились в караванную торговлю с суахилийским побережьем, часто нанимались носильщиками грузов. Почётным занятием считается охота на крупную дичь. Традиционно развиты плавка и ковка железа (кузнецы прежде образовывали отдельные поселения), обработка луба и дерева.
Сейчас многие Ньямвези работают на предприятиях города Табора.
Поселения разбросанного типа на склонах холмов состоят из круглых хижин на каркасной основе с конической травяной крышей. В южных районах прямоугольные жилища с плоской крышей образуют замкнутое пространство для загона скота.
Традиционная одежда - покрывало из кожи или луба. Распространяется европеизированная одежда; одежда мусульман близка к одежде суахили.
Традиционная пища в основном растительная. Употребляют мясо коз и диких животных. Молока не пьют.
Социальная организация - территориально-родовые объединения во главе с носителями потестарной власти, обладавшими ритуальными функциями (нтеми). В середине 19 века Ньямвези создали раннегосударственное объединение. Счёт родства матри-, патри- и билинейный. Нормативная моногамия отсутствовала. Традиционная семья большая, патриархальная. Существовали тайные танцевальные и охотничьи союзы. Традиционная социальная организация разрушена. Характерны кооперация хозяйства, обычаи взаимопомощи.
Развито песенное и танцевальное искусство, существуют мужские танцевальные группы - пуба, или бену, а также смешанные группы. Традиционные верования - культ предков. Характерны глиняные культовые фигурки.
А.С. Балезин // НиРМ 

0.068243026733398