Ни-вануату

НИ-ВАНУАТУ (самоназвание - "наши люди", "люди нашей страны"), основное население Вануату. Ни-вануату включают коренное меланезийское население и натурализовавшихся выходцев из Азии (китайцы, вьетнамцы), Океании (увеа, футуна, таитяне, тунгару), Европы (французы). Численность 142,6 тыс. человек. Составляют 115 дисперсных этнотерриториальных групп и народов; расселены на 67 из 83 островах архипелага Вануату (бывшие Новые Гебриды, острова Бэнкса и Торреса). Поселения в основном в прибрежных зонах, однако на ряде островов (Эспириту-Санто, Малакула, Танна) заселены и внутренние районы. Говорят на 115 языках и диалектах австронезийской семьи.
Государственный язык бишлама (местный ток-писин, наряду с французским и английским). Письменность на основе латинского алфавита. Ни-вануату - христиане (пресвитериане, англикане, адвентисты 7-го дня, католики, французские протестанты и др.), есть буддисты (китайцы, вьетнамцы), сохраняются местные верования и культы (предков, плодородия, священных камней и деревьев, магия), милленаристские культы, так называемое движение Джона Фрума, возникшее в начале 40-х годов 20 века.
Древнейший субстрат, предположительно, был представлен папуасскими группами, которые позднее ассимилировались с мигрантами, говорившими на австронезийских языках протоокеанийской ветви. 

Полный текст публикации

НИ-ВАНУАТУ (самоназвание - "наши люди", "люди нашей страны"), основное население Вануату. Ни-вануату включают коренное меланезийское население и натурализовавшихся выходцев из Азии (китайцы, вьетнамцы), Океании (увеа, футуна, таитяне, тунгару), Европы (французы). Численность 142,6 тыс. человек. Составляют 115 дисперсных этнотерриториальных групп и народов; расселены на 67 из 83 островах архипелага Вануату (бывшие Новые Гебриды, острова Бэнкса и Торреса). Поселения в основном в прибрежных зонах, однако на ряде островов (Эспириту-Санто, Малакула, Танна) заселены и внутренние районы. Говорят на 115 языках и диалектах австронезийской семьи.
Государственный язык бишлама (местный ток-писин, наряду с французским и английским). Письменность на основе латинского алфавита. Ни-вануату - христиане (пресвитериане, англикане, адвентисты 7-го дня, католики, французские протестанты и др.), есть буддисты (китайцы, вьетнамцы), сохраняются местные верования и культы (предков, плодородия, священных камней и деревьев, магия), милленаристские культы, так называемое движение Джона Фрума, возникшее в начале 40-х годов 20 века.
Древнейший субстрат, предположительно, был представлен папуасскими группами, которые позднее ассимилировались с мигрантами, говорившими на австронезийских языках протоокеанийской ветви. Пришельцы освоили центральную часть архипелага, где, вероятно, и сложилась восточноокеанийская языковая общность, носители которой расселились затем в его северной части и за пределами островов. В настоящее время идёт процесс консолидации этнотерриториальных групп отдельных островов на основе осознания принадлежности к единому независимому государству, общего пути развития и близкого образа жизни.
Основное традиционное занятие - подсечно-огневое земледелие тропического типа, на Анатоме - ирригационное. Выращивают ямс, таро, кокосовую пальму, хлебное и дынное деревья, панданус, бананы, сахарный тростник, в настоящее время рис (на Танне и Эспириту-Санто). В прибрежной зоне - рыболовство, сбор моллюсков и морской живности во время отлива.
Из домашних животных разводят свиней, кур, собак, кошек, кое-где овец. Наряду с традиционными развиваются плантационные хозяйства, где выращивают кокосовую пальму, бобы какао, кофе, европейские овощи и тропические фрукты - манго, авокадо, грейпфруты, лимоны, пашенфруты, ананасы, апельсины. Разводят крупный рогатый скот (часть мяса экспортируют в Новую Каледонию). Промышленное рыболовство на Эфате и Эспириту-Санто с экспортом мороженой рыбы. Вывоз сандаловой древесины.
Традиционные ремёсла: выделка тапу из луба баньяна и хлебного дерева, гончарство (только на западе Эспириту-Санто), резьба по дереву (сигнальные гонги, лодки-долблёнки, антропоморфная скульптура, домашняя утварь), камню (мелкая пластика), маски на бамбуковых каркасах, моделированные глиной, на черепах, погребальные статуи (рамбарамп). Плетение - циновки на бёдра, голову, парики, веера, покрытия крыши, прямоугольные и овальные блюда, сумки, рыболовные снасти. Традиционное оружие - лук, стрелы, копья, дротики, остроги, палицы, плетёные пращи и копьеметалки, защитные браслеты для предохранения руки от удара тетивы.
Поселения различной планировки, группируются вокруг деревенской танцевальной площади (насара) с сигнальными гонгами и мужскими клубами (накамаль). Дома прямоугольные каркасно-столбовой конструкции, на севере архипелага - на каменных платформах. Крыши двускатные, до земли, крытые плетёнками из листьев кокосовой пальмы, на севере - из пандануса и саговой пальмы, сахарного тростника. У полинезийского населения - дома овальные в плане, каркасно-столбовой конструкции, оба ската крыши - выпуклые. Прилегающие к хижинам огороды с заборами от свиней.
Пища - печёные ямс, таро, лап-лап (запеканка из тёртых клубнеплодов, политых маслом кокосового ореха) завёрнуты в банановые листья. Приготовляется в неглубоких земляных печах на предварительно раскалённых камнях. Сверху закладывается горячими камнями и землёй. В настоящее время добавляются к рациону варёный рис, мясо и традиционная рыба.
Социальная организация развивалась вокруг автономных семейных групп. Брак патри- и матрилокальный, счёт родства матрилинейный - на островах Бэнкса и Торреса в северной и южной частях бывшего архипелага Новые Гебриды; в центральной части - патрилинейный. На юге развилась система вождества с наследованием титула и статуса, на севере - иерархические ранговые союзы мужчин, выкупавших каждый следующий ранг свиньями, раковинными деньгами, потлачевидными пирами. Лидирующая роль мужчин в обществе. В недавнем прошлом были распространены тайные мужские общества на севере архипелага (сукве, тамате, кват и др.). Семья моногамная, но и сейчас допускаются случаи полигинии (до 25 жён).
Копьё, палица, перьевой плюмаж и гребень - традиционные символы власти в центральной группе островов.
На островах мужчины традиционно носили фаллокрипты из травы или узких плетёных циновок, женщины - юбки-циновки, набедренные повязки, передники, юбки из полос пандануса, наряду с шортами и ситцевыми широкими платьями. В городах в официальных местах - европейские костюмы с галстуком и шёлковые платья.
В прошлом были широко распространены татуировка и скарификация (плечи, грудь, живот, спина), раскраска лица и тела в зависимости от пола, возраста, территории. Украшения: браслеты из бисера и раковин, бамбуковые гребни, плюмажи из перьев, подвески из накрученных в кольцо клыков кабана на грудь, конусовидные каменные вставки в перфорированную носовую перегородку у мужчин; ожерелья и серьги из раковин, плодов, семян, панциря черепахи у женщин. Во время танцев - шумящие подвески на щиколотки ног.
Сохраняется богатый фольклор, наскальные изображения.
Л.А. Иванова // НиРМ 

0.070836067199707