Не-персе

НЕ-ПЕРСЕ (французское "проколотые носы", происхождение названия не совсем ясно), нез-парс, самоназвание нимипу ("настоящие люди"), индейский народ группы сахаптинов в США (штат Айдахо, главным образом в резервации Нез-Парс на реке Клируотер, к востоку от города Льюистон и к северо-западу от города Грейнджвилл, и в прилегающих к ней районах). Численность 2 тыс. человек. Язык - не-персе (нез-парс) с двумя диалектами. Не-персе - протестанты (пресвитериане, методисты, пятидесятники), католики, приверженцы традиционных верований. 

Полный текст публикации

НЕ-ПЕРСЕ (французское "проколотые носы", происхождение названия не совсем ясно), нез-парс, самоназвание нимипу ("настоящие люди"), индейский народ группы сахаптинов в США (штат Айдахо, главным образом в резервации Нез-Парс на реке Клируотер, к востоку от города Льюистон и к северо-западу от города Грейнджвилл, и в прилегающих к ней районах). Численность 2 тыс. человек. Язык - не-персе (нез-парс) с двумя диалектами. Не-персе - протестанты (пресвитериане, методисты, пятидесятники), католики, приверженцы традиционных верований.
Традиционная культура типична для индейцев Плато (см. в статье Индейцы). Занимались охотой, рыболовством и собирательством (луковицы камас, ягоды).
Было развито плетение корзин. В начале 18 века заимствовали коневодство и некоторые другие элементы культуры у индейцев Великих равнин. Вывели известную породу лошадей аппалуза (по названию соседнего племени палус). Часть Не-персе перешла к конной охоте на бизонов, нередко совершая вместе с другими народами Плато далёкие охотничьи походы на восток от Скалистых гор. Воевали с индейцами Равнин (черноногими и др.) и шошонами. Группы безлошадных Не-персе (в каньонах реки Сэлмон) сохранили рыболовство и собирательство как основу хозяйства. Не-персе участвовали как посредники в межплеменной торговле.
Селились по долинам рек в постоянных поселениях и сезонных лагерях. Жилище - крытые тростником двускатные дома собраний, жилые длинные дома-полуземлянки и конические хижины.
Семья большая, счёт родства билинейный, преобладало патрилокальное брачное поселение. Основная социально-потестарная единица - экзогамная деревенская община, размеры которой сильно варьировали (в среднем около 35 человек, две большие семьи) и которая обладала правами на определённую территорию. Деревню возглавлял полунаследственный вождь (в крупных деревнях - несколько вождей) и совет из наиболее авторитетных мужчин. Деревенские общины объединялись в стабильные территориальные группы (обладали некоторыми диалектными различиями) во главе с советом из вождей и других представителей деревень.
В 18-19 веках, в связи с войнами и походами, возросла внутриплеменная интеграция Не-персе, сложились 4 неформальные региональные группировки (в районах Камиах, Лапвай, Сэлмон-Уоллова, Нижний Снейк - две последние исчезли после 1877), появились выборные временные руководители экспедиций на Равнины. Различались вожди, добившиеся авторитета за счёт щедрости и богатства (стада лошадей) и за счёт военных подвигов. Общеплеменная организация в доконтактный период отсутствовала.
В основе традиционной религии - шаманизм и вера в духов-хранителей (вейекин), наделяющих индивида определённой силой. К началу контактов с европейцами у Не-персе уже существовали синкретические культы (тулим и др.).
Предположительная доконтактная численность (начало 19 века) 4,5 тыс. человек. Жили в среднем и нижнем течении реки Снейк и по её притокам - рекам Клируотер, Сэлмон, Гранд-Ронд (современный север штата Айдахо, северо-восток штата Орегон и юго-восток штата Вашингтон).
С начала 19 века - контакты с американцами, с которыми традиционно (кроме восстания 1877) поддерживали мирные отношения. Вовлечены в пушную торговлю. Проявили интерес к материальной культуре и религии белых, отправив в 1831 делегацию в город Сент-Луис за Библией. С 1836 на территории Не-персе действуют пресвитерианские, а позднее - также католические миссионеры. В 1842 при содействии американцев составили кодекс законов и ввели институт верховного вождя племени и 12 подвождей с помощниками. Христианизация вызвала разочарование и привела к расколу Не-персе на проамериканских христиан и традиционалистов, которые исповедовали синкретический найтивистский культ ипнукилипт. Проамериканская часть Не-персе оказала помощь войскам США в войнах с индейцами кайюс и якима (см. Сахаптины).
Несмотря на внутренние противоречия, Не-персе подписали в 1855 договор в Уолла-Уолла, создав резервацию и уступив окраины своей территории. В 1860 на территории резервации найдено золото, в 1861 верховный вождь Не-персе открыл часть резервации для золотоискателей. В 1863 Не-персе отказались от общеплеменных институтов, а проамериканские вожди подписали договор с США, уступая территории других групп: площадь резервации сократилась в 7 раз до современных границ. Выселяемая со своей территории в районе Уоллова часть Не-персе в 1877 восстала и, преследуемая американскими войсками, совершила поход через Скалистые горы на восток и север к канадской границе, близ которой, блокированная, сложила оружие и была сослана в другие резервации.
Территория резервации в 1895 поделена на участки, многие в 20 веке проданы. Около 80% современной территории резервации сдано в аренду неиндейцам. Современные Не-персе сильно ассимилированы, частично метисированы. Резервация (с центром в городе Лапвай) имеет самоуправление. Ведут борьбу за потерянные земли, неоднократно получали денежные компенсации от правительства США. Развивается образование, создана письменность на языке Не-персе.
А.А. Истомин // НиРМ 

0.34539103507996