Нанумба

НАНУМБА, нанун, или нануне (самоназвание), нанум, народ на востоке Ганы между реками Дака и Оти (юго-восток Северной области). Численность около 50 тыс. человек. Родственные народы: дагомба, мампруси, кусаси, моси. Говорят на языке нанумле (нанумли) группы гур нигеро-кордофанской семьи, который иногда считается диалектом дагбани (дагомба). Большинство Нанумба придерживается традиционных верований, часть - мусульмане-сунниты, есть христиане (католики и протестанты). По этногенетическим преданиям предки Нанумба пришли на территорию современного расселения с северо-востока (возможно, из стран хауса). 

Полный текст публикации

НАНУМБА, нанун, или нануне (самоназвание), нанум, народ на востоке Ганы между реками Дака и Оти (юго-восток Северной области). Численность около 50 тыс. человек. Родственные народы: дагомба, мампруси, кусаси, моси. Говорят на языке нанумле (нанумли) группы гур нигеро-кордофанской семьи, который иногда считается диалектом дагбани (дагомба). Большинство Нанумба придерживается традиционных верований, часть - мусульмане-сунниты, есть христиане (католики и протестанты).
По этногенетическим преданиям предки Нанумба пришли на территорию современного расселения с северо-востока (возможно, из стран хауса). В этнокультурном и политическом планах Нанумба развивались под сильным воздействием дагомба (особенно в доколониальный период). В настоящее время Нанумба живут в постоянном контакте с конкомба, которые начали переселяться в страну Нанумба в колониальный период и сейчас их численно превалируют. Этносоциальные противоречия между Нанумба и конкомба привели к взаимным претензиям и завершились крупным межэтническим конфликтом в 1981. Конфликт привёл к многочисленным человеческим жертвам и приобрёл общегосударственное значение.
В 15-19 веках у Нанумба существовало раннеполитическое образование Нанумба со столицей в Бимбилла, во главе которого стояли верховный вождь (бимбилланаа) и совет старейшин из вождей деревенских общин.
Основные занятия - тропическое ручное земледелие (ямс, кукуруза, просо, фонио, сорго, рис, арахис, бобовые, овощи) и скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот). Из ремёсел развиты кузнечное, гончарное, ткацкое, плетение, резьба по дереву. Занимаются также охотой, рыболовством, собирательством.
Основу традиционной социальной организации составляли деревенские и большесемейные общины, патрилинейные роды и подразделения военной организации, структура которой была заимствована у дагомба, хотя основа её - ашантийская. Брачное поселение вирилокальное, практикуются полигиния и покупной брак, сохранился традиционный обряд обрезания. В доколониальный период у Нанумба возникла социальная стратификация на знать, свободных общинников и зависимых (рабов и кабальников).
Поселения компактные, живут в круглых глинобитных домах с конической соломенной крышей.
Традиционный мужской костюм - длинные полосатые рубахи с короткими рукавами, женский - поясная одежда типа юбки, в качестве праздничной используется аканское кенте.
Основная пища - молочная и растительная (каши, похлёбки, варёные, жареные и печёные бобы и клубнеплоды).
Традиционные верования - культы предков и одушевлённых сил природы (земли, воды, огня), распространена вера в магию, фетиши-обереги и ведовство. Важную роль играют тендаана ("хранители земли") - жрецы культа земли и прорицатели. Из основных жанров фольклора наиболее распространены сказки, пословицы и песни.
В.А. Попов // НиРМ 

0.084743976593018