Маньчжуры

МАНЬЧЖУРЫ, маньчжу, нялма (самоназвание), маньцзу, маньчжу жэнь, ци жэнь (китайское), народ, коренное население Северо-Восточного Китая (в основном в провинции Ляонин, а также Гирин и Хэйлунцзян и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, провинциях Хэбэй, Ганьсу, Шаньдун, городах Пекин, Чэнду, Сиань, Гуанчжоу и др.). Численность 10 млн. человек. Говорят преимущественно на китайском языке. 

Полный текст публикации

МАНЬЧЖУРЫ, маньчжу, нялма (самоназвание), маньцзу, маньчжу жэнь, ци жэнь (китайское), народ, коренное население Северо-Восточного Китая (в основном в провинции Ляонин, а также Гирин и Хэйлунцзян и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, провинциях Хэбэй, Ганьсу, Шаньдун, городах Пекин, Чэнду, Сиань, Гуанчжоу и др.). Численность 10 млн. человек. Говорят преимущественно на китайском языке. Маньчжурский язык (тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи) сохранился в сёлах провинции Хэйлунцзян. Письменность создана в 1599 на основе монгольского алфавита. Верующие Маньчжуры - буддисты и приверженцы даосизма, сохранились пережитки традиционных верований.
Маньчжуры - потомки упоминаемых в древних китайских летописях тунгусо-маньчжурских племён: сушэнь, илоу, воцзюй, уцзи, мохэ, чжурчжэнь и др. В этногенезе Маньчжуров участвовали также тюркские, монгольские, корейские и другие племена. Племена чжурчжэней объединились в конце 16 века. В начале 17 века появилось их общее наименование маньчжу, сформировался литературный язык. Маньчжуры основали империю Цин, завоевав в середине 17 века Корею, Китай и Монголию, а в 18 веке - Джунгарию, Тибет и др. Обязательная служба в так называемых знамённых войсках, размещённых в крупных городах империи, вела к усвоению Маньчжурами китайского языка и культуры. После свержения цинской династии в 1911 Маньчжуры стали насильственно ассимилироваться китайцами, массовое поселение которых в Маньчжурии началось в конце 19 века.
Традиционные занятия - пашенное земледелие (пшеница, гаолян, просо, кукуруза, бобовые, кунжут, конопля, овощи и др.), животноводство (тягловый скот, свиньи), в горных районах - лесные промыслы (сбор женьшеня), охота, разведение дубового шелкопряда. Традиционные орудия сходны с китайскими - деревянный плуг с чугунным лемехом, борона, мотыга, серп. Молотили каменными катками с запряжёнными в них животными. Традиционные деревенские ремёсла - плетение циновок и корзин, выделка верёвок и др., в мелких городах - оружейное, ювелирное, кожевенное, кузнечное, деревообрабатывающее и др. Во 2-й половине 20 века возросло число Маньчжуров, занятых в промышленности.
До недавнего времени сохранялось родовое деление. Роды (хала) имели письменные родословные. Семья малая.
Традиционные поселения по берегам рек, у подножия и на склонах гор и холмов (вдоль старинных трактов, где Маньчжуры несли почтовую и военную службу); в равнинном районе между городами Шуанчэн, Харбин и Учан деревни, созданные в начале 19 века для маньчжурских переселенцев, расположены на равном расстоянии одна от другой, имеют прямоугольную планировку. Селения обносились массивными глинобитными стенами с башнями по углам. Традиционное жилище каркасно-столбовое, с одним или двумя флигелями. Фасад с окнами и дверью обращён на юг или юго-восток. Вдоль стен располагались каны. Усадьба включала также конюшню, свинарник, навесы для сельскохозяйственного инвентаря.
Пища и одежда схожи с китайской. До 19 века были известны молочная водка, кумыс,
Сохранялись поршни амурского типа, характерная женская причёска, свадебный халат, мужчины заплетали косы.
Был развит шаманизм. При династии Цин шаманизм стал официальной религией, в Пекине был возведён большой шаманский храм. Во дворцах приносились жертвы Небу, предкам, особыми церемониями отмечались набор войска, его выступление и победоносное возвращение. Каждая деревня или родственная группа имела своего шамана, он лечил, гадал, предсказывал, приносил жертвы предкам, испрашивал урожай и т.д. Шаманство было мужским, женским и коллективным. Каждый шаман имел специальный бубен, головной убор, халат и пояс с металлическими подвесками и бубенчиками, юбку. Шаманство пережиточно сохраняется, особенно для лечения и гадания, и в наше время. Даже не зная родного языка, шаман камлает по-маньчжурски.
Богат и разнообразен маньчжурский фольклор. Из среды Маньчжуров вышло много крупных учёных, писателей, деятелей искусства.
А.М. Решетов // НиРМ 

0.062134027481079