Мампруси

МАМПРУСИ, мампулига, мампулуси, мампеле (самоназвание), народ на северо-востоке Ганы (между реками Насиа и Белая Вольта), в пограничных районах Того и на юго-востоке Буркина-Фасо. Близки моси, дагомба, нанкансе, кусаси, талленси. Небольшие группы живут в Кот-дИвуар и Мали. Численность 150 тыс. человек. Говорят на языке мампелле (мампрули, или мампулугу) группы гур нигеро-кордофанской семьи, иногда считается диалектом дагбани (дагомба). Письменность с начала 20 века на латинской графической основе (алфавит "Африка"). Большинство Мампруси придерживаются традиционных верований, имеются мусульмане-сунниты и христиане-протестанты.
Согласно этногенетическим преданиям, предки Мампруси пришли на территорию современного обитания с северо-востока (возможно, из стран хауса). 

Полный текст публикации

МАМПРУСИ, мампулига, мампулуси, мампеле (самоназвание), народ на северо-востоке Ганы (между реками Насиа и Белая Вольта), в пограничных районах Того и на юго-востоке Буркина-Фасо. Близки моси, дагомба, нанкансе, кусаси, талленси. Небольшие группы живут в Кот-дИвуар и Мали. Численность 150 тыс. человек. Говорят на языке мампелле (мампрули, или мампулугу) группы гур нигеро-кордофанской семьи, иногда считается диалектом дагбани (дагомба). Письменность с начала 20 века на латинской графической основе (алфавит "Африка"). Большинство Мампруси придерживаются традиционных верований, имеются мусульмане-сунниты и христиане-протестанты.
Согласно этногенетическим преданиям, предки Мампруси пришли на территорию современного обитания с северо-востока (возможно, из стран хауса). Страна Мампруси (Мампуругу) считается колыбелью всех народов гур, а город Гамбага - политическим и культурным центром так называемого комплекса государств Моси-Мампруси-Дагомба. В 15 веке Мампруси создали раннеполитическое образование Мампруси со столицей в Налеригу, которое возглавляли выборный верховный вождь (на-йири) и совет старейшин из глав деревенских общин. На-йири исполнял также ритуальные функции. В доколониальный период возникло деление на знать, свободных общинников и зависимых (рабов и кабальников).
Традиционные занятия - тропическое ручное подсечно-огневое земледелие (просо, сорго, фонио, кукуруза, арахис, бобовые, овощи), скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), разведение домашней птицы (куры, цесарки), речное рыболовство. Традиционные ремёсла - чеканка, ковка, литьё, плетение, гончарство. Развито отходничество в южные районы Ганы на сезонный сбор бобов какао.
Поселения состоят из 5-10 домов. Дома глинобитные, круглые, нередко двухэтажные, вместе с хозяйственными постройками и зернохранилищами обнесены стеной, двор перекрывается плоской кровлей, над которой поднимаются вторые этажи домов в виде башен.
Традиционная мужская одежда - длинная рубаха с короткими рукавами из полосатой материи, женская - кусок ткани, обёрнутый вокруг бёдер.
Пища - лепёшки, каши из риса, похлёбки, фрукты, овощи, молоко, рыба.
Основу традиционной социальной организации составляют деревенские и большесемейные общины, патрилинейные роды, военная организация, структура которой была заимствована у ашанти. Брачное поселение вирилокальное, практикуются полигиния и покупной брак, сохранился обычай обрезания.
Распространены культы предков, духов природы, магия; значительна роль культа земли и отправляющих его жрецов (тенгдана - "хранители земли"). Из фольклорных жанров наиболее распространены сказки и пословицы. Сохранился музыкальный фольклор, пользуются струнными инструментами - лютней, однострунной скрипкой, музыкальным луком и др.
Б.В. Андрианов, В.А. Попов // НиРМ 

0.06399393081665