Маме

МАМЕ, мам (самоназвание - "дед", индейский народ, один из народов майя в Гватемале. Живут в горах Кучуматанес на западе Горной Гватемалы (департаменты Уэуэтенанго, Кесальтенанго, Сан-Маркос). Численность 290 тыс. человек (по другим сведениям - 680 тыс. человек), 10 тыс. человек живут в соседних районах Мексики. Язык маме ветви киче, близок к языку ишилей и агуакатеков. Имеет 7 диалектов. Около трети Маме говорят также по-испански. Верующие - католики, есть небольшое число протестантов. 

Полный текст публикации

МАМЕ, мам (самоназвание - "дед", индейский народ, один из народов майя в Гватемале. Живут в горах Кучуматанес на западе Горной Гватемалы (департаменты Уэуэтенанго, Кесальтенанго, Сан-Маркос). Численность 290 тыс. человек (по другим сведениям - 680 тыс. человек), 10 тыс. человек живут в соседних районах Мексики. Язык маме ветви киче, близок к языку ишилей и агуакатеков. Имеет 7 диалектов. Около трети Маме говорят также по-испански. Верующие - католики, есть небольшое число протестантов.
Маме приняли участие в создании классической цивилизации майя (им принадлежат, вероятно, города-государства 2-й половины 1-го тысячелетия в верховьях рек Грихальва и Лакантун), в 13-14 веках создали города-государства Сакулеу, Чальчитан и др.
Традиционное занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (маис, бобовые, тыквы, перец, томаты; отдельные общины специализируются на выращивании картофеля, какао, лука, пшеницы, арахиса, бананов, сахарного тростника, фруктов); разведение домашней птицы, животноводство (овцы, свиньи, мулы, реже коровы).
Сохраняются традиционные ремёсла - гончарное, узорное ткацкое (из шерсти и хлопка) на вертикальном ручном станке, вышивание, плетение, обработка кожи. Многие Маме работают по найму на плантациях, в горнодобывающей промышленности, в городах.
Поселения, жилища, пища - обычные для всех майя.
Традиционная мужская одежда - красно-белые полосатые штаны, подпоясанные узким цветным поясом, цветная рубаха, шерстяное полосатое пончо до колен (капишайх), большой красный головной платок, на который надевают соломенную плетёную шляпу, сандалии; женская одежда - прямая запашная или сшитая юбка (тёмно-синяя или голубая с жёлтыми и красными полосами), белая, с вышитым геометрическим орнаментом блуза, уипили с многоцветным орнаментом, длинный (до 3 м) узорный пояс; каждая община имеет свои традиционные расцветку одежды и орнамент. Распространены тёмные шерстяные накидки-одеяла, покупаемые у киче, дождевые плащи из пальмовых листьев.
Традиционная семья - большая, реже малая. Счёт родства преимущественно патрилинейный. Брак патрилокальный и неолокальный. Встречается полигиния. Существуют патрилинейные линиджи. Община эндогамная, возглавляется советом старейшин, сохраняется деление общин на 4 кантона, поселений - на 4 квартала, отражающее древнее деление на фратрии. Большую роль играют система компадрасго и ритуальных обществ-кофрадий.
Традиционные культы - предков, богов гор (таувиц), маиса, дождя, ручьёв и колодцев (в Колотенанго духи колодцев - главные семейные покровители), вера в нагуалей (ткелель). Существуют шаманы, сохраняющие знание древнего ритуального календаря, гадающие на семенах наркотического растения (акации), колдуны и знахари. Богаты фольклор и мифология. Праздники святых патронов общин сопровождаются шествиями, театрализоваными представлениями и танцами (Быка, Оленя, Конкисты, Мавров, Кортеса).
А.А. Бородатова // НиРМ 

0.065232038497925