Малагасийцы

МАЛАГАСИЙЦЫ, мальгаши, ни малагаси (самоназвание), мальгаш (французское), народ, основное население острова Мадагаскар. Численность 12,79 млн. человек. Живут также в Реюньоне (5 тыс. человек), на Сейшельских островах (1 тыс. человек), Коморских островах (2 тыс. человек) и во Франции (2 тыс. человек). Делятся на субэтнические группы: мерина (мерна) - центральная область Высокого плато (около 2,5 млн. человек); сиханака - в районе озера Алаутра (около 180 тыс. человек); цимихети - север Высокого плато (700 тыс. человек); антакар (антанкарана) - северное побережье (60 тыс. человек); бецилеу - Высокое плато, к югу от мерина (1,1 млн. человек); бара - к югу от бецилеу (400 тыс. человек); бецимисарака - восточное побережье (около 1,4 млн. человек); антаймуру (350 тыс. человек); антайсака (500 тыс. человек); антануси - юго-восточное побережье (250 тыс. человек); антандруи - южное побережье (500 тыс. человек); махафали - плато Махафали на юго-западе (150 тыс. человек); сакалава (500 тыс. человек) - холмистые равнины западного побережья; везу (южные сакалава) - побережье между реками Цирибихина и Мангуки (600 тыс. человек); анталаутра (несколько десятков тыс. человек) - северо-западное побережье; макуа (свыше 100 тыс. человек) - небольшими группами по всему западному и северо-западному побережью. 

Полный текст публикации

МАЛАГАСИЙЦЫ, мальгаши, ни малагаси (самоназвание), мальгаш (французское), народ, основное население острова Мадагаскар. Численность 12,79 млн. человек. Живут также в Реюньоне (5 тыс. человек), на Сейшельских островах (1 тыс. человек), Коморских островах (2 тыс. человек) и во Франции (2 тыс. человек). Делятся на субэтнические группы: мерина (мерна) - центральная область Высокого плато (около 2,5 млн. человек); сиханака - в районе озера Алаутра (около 180 тыс. человек); цимихети - север Высокого плато (700 тыс. человек); антакар (антанкарана) - северное побережье (60 тыс. человек); бецилеу - Высокое плато, к югу от мерина (1,1 млн. человек); бара - к югу от бецилеу (400 тыс. человек); бецимисарака - восточное побережье (около 1,4 млн. человек); антаймуру (350 тыс. человек); антайсака (500 тыс. человек); антануси - юго-восточное побережье (250 тыс. человек); антандруи - южное побережье (500 тыс. человек); махафали - плато Махафали на юго-западе (150 тыс. человек); сакалава (500 тыс. человек) - холмистые равнины западного побережья; везу (южные сакалава) - побережье между реками Цирибихина и Мангуки (600 тыс. человек); анталаутра (несколько десятков тыс. человек) - северо-западное побережье; макуа (свыше 100 тыс. человек) - небольшими группами по всему западному и северо-западному побережью.
Говорят на диалектах малагасийского языка западно-австронезийской группы австронезийской семьи. Диалекты делятся на западную (сакалава, махафали и др.) и восточную (мерина, цимихети, бецилеу, бецимисарака, синахака и др.) группы. Литературный язык сложился к началу 20 века на основе диалекта мерина. Письменность с 16 века на основе арабской, с начала 19 века - на основе латинской графики.
Около половины Малагасийцев сохраняют традиционные верования, 10% - мусульмане-сунниты, остальные - христиане (протестанты и католики).
В этногенезе Малагасийцев много неизученного. Остров был заселён выходцами из Индонезии двумя миграционными волнами: до 3 века до нашей эры и в 1-й половине 1-го тысячелетия нашей эры. В 7-8 веках на западном побережье появились арабы и арабизированные банту (суахили) с Восточной Африки, около 9-10 веков - арабы с Аравийского полуострова, в 17-18 веках - рабы-африканцы и в связи с развитием торговли, работорговли и пиратства, а также попыток колонизации острова - европейцы. В результате расселения по острову и приспособления к разнообразным природным условиям, а также включения новых групп иммигрантов около 13-15 веков сложились современные субэтнические группы. Название "Малагасийцы" чаще всего связывают с названием острова Могадиско в трудах Марко Поло (13 век), который спутал его, по-видимому, с городом Могадишо на северо-востоке Африки. Другое толкование этнонима малагаси - от мати-хазу - "те, кто очистил от леса", встречающегося в качестве этнонима и топонима в разных районах острова.
Около 13-15 веков возникли первые государства на Мадагаскаре: Менабе и Буина (сакалава) на западе и Имерина (мерина) - в центральной части острова. Постепенное объединение субэтнических групп вокруг Имерина привело к началу 19 века к созданию королевства Мадагаскар (впервые упомянуто в 1817). К концу 19 века становление малагасийского этноса не было завершено, что облегчило завоевание острова французами. Искусственно заторможенный колонизаторами этот процесс быстро развивается в независимом Мадагаскаре (с 1960).
Основное традиционное занятие Малагасийцев - сельское хозяйство: на западе и юго-западе преобладает пастбищное и отгонное скотоводство, на Высоком плато и на востоке - рисоводство; на Высоком плато - ручное (узкая лопатка-ангади) ирригационное рисоводство, в горных лесных районах - подсечно-огневое земледелие. Из-за сокращения пахотных земель распространяется маниок. На засушливом юге и юго-западе преобладает сорго и кукуруза (антандруи, махафали); в тропических областях восточного побережья - корне- и клубнеплоды (таро, ямс) (бецимисарака). В колониальный период распространяется плужное земледелие, товарные культуры (восточное побережье, Высокое плато, долина Самбирану): кофе, гвоздика, ваниль, эфироносы. Основная традиционная порода скота - зебу. В результате сокращения поголовья зебу стали разводить овец. Козы, ввезённые арабами, распространены на западе (сакалава). На юго-западе махафали разводят ангорских коз (с начала 20 века). Распространены морское и пресноводное рыболовство (у везу - основное занятие, снабжают соседей солёной и копчёной рыбой, сохранили парусную долблёную лодку с балансиром индонезийского типа), сбор коконов шелковичного червя (на продажу) и шелководство, незначительно - собирательство, бортничество и охота (кабаны, одичавшие безгорбые быки, щетинистые ежи-тенреки и др.).
Были развиты ремёсла: плавка железа, кузнечное дело (в 18-19 веках - изготовление кремнёвых ружей), гончарство, плетение из тростника и рисовой соломы (шляпы из рисовой соломы в 19 - начале 20 века экспортировались в Европу), ткачество из конопли, хлопка, волокна рафии, шёлка и др. (в том числе производство шёлковых одежд-ламба, у сакалава района Кандреху - декоративных тканей-рабанов из волокон рафии с расцветкой, имитировавшей переливы змеиной кожи), резьба по камню и дереву, обработка золота и серебра, огранка камней и др. Характерны поршневые кузнечные меха и горизонтальный ткацкий станок, типичные для азиатских народов. В колониальный период и после провозглашения независимости развивается промышленность (лёгкая, пищевая, нефтеперерабатывающая). Складывается рабочий класс, национальная интеллигенция. Проводится кооперирование сельского хозяйства.
Основная форма социальной организации - сельская община (фукунулуна). Сохранились пережитки родовых отношений, большие семьи. Счёт родства патрилинейный. У антандруи сохраняется левират и кросскузенный брак. Около 10 века сложилось малагасийское письмо (сурабе) на арабской основе. В 1-й четверти 19 века введена латинская графика.
Древнейший тип поселения - укреплённые поселения на холмах (частокол и рвы - на плато, изгороди из кактусов - на юге или из кустарника и лиан - на востоке) - почти не сохранился. Старые города (Антананариву, Фианаранцуа) сохранили традиционную планировку: располагаются на холмах, в центре - базарная площадь. Дома одно-, двухэтажные, сырцовые или кирпичные, с черепичной крышей; ремесленники и торговцы, а также культовые здания занимают особые кварталы. В колониальный период сложилась геометрическая планировка городов (Анцеранана, Махадзанга и др.).
Жилище прямоугольное в плане (подобно жилищам Юго-Восточной Азии), на плато сырцовое или глинобитное, с крышей из рисовой соломы, однокамерное, ориентировано с севера на юг, окно и дверь выходят на запад, в северо-восточном углу - алтарь предков, юго-западном - яма-кладовая, юго-восточном - сосуд с водой, вдоль восточной стены - кровать изголовьем на север. На восточном побережье распространено деревянное свайное жилище с крышей из листьев равеналы, на юге - тростниковые хижины. Характерна высокая двускатная, слегка вогнутая крыша, типичная для азиатского жилища.
Традиционная одежда: мужская - набедренная повязка (салака), женская - короткая юбка (сикини). Сохраняется праздничная одежда: ламба - кусок ткани 2,5-1,5 м, обёрнутый вокруг тела; на плато в холодную погоду в неё завёртывались с головой.
Основная пища - варёный рис с острым овощным соусом, иногда - с мясом домашней птицы или рыбой, на юге и юго-западе - сорго и кукуруза. Мясо (зебу) ели по праздникам.
Традиционные верования - культ духов (хелу), одушевлённых явлений природы, предков-первопоселенцев (вазимба), обожествлённого правителя, демиурга или первопредка Андриаманитры, вера в перевоплощение души (главным образом в змею). Главный праздник - Новый год (фандруана - "праздник омовения"). Характерны намогильные камни с изображениями зебу, людей и др. у бецилеу, деревянные домовины у мерина, родовые могилы на юге, деревянные памятные столбы алуалу у антандруи и махафали с навершием из фигуры зебу или человека.
Сохраняется богатый фольклор: мифы, сказки, пословицы, поговорки, речитативные состязания в остроумии хайн-тени, песни (многоголосные, исполнение напева с закрытым ртом); традиционные музыкальные инструменты - "поющий" лук, струнный инструмент из бамбука со струнами из бамбуковых волокон (валиха), конусообразный барабан хазулахи. Распространены бои быков, петушиные бои; из игр характерны шашки (фануруна). Среди черт индийской культуры - десятичная система счисления, солнечный календарь, шахматы (у танала) и др.
А.С. Орлова // НиРМ 

0.06889796257019