Мяо

МЯО (китайское), мео, хмонг (самоназвание), народ на юге Китая, севере Вьетнама, в Лаосе, Таиланде, Мьянме. Общая численность 8,53 млн. человек, в том числе в Китае 7,65 млн., во Вьетнаме 550 тыс., Лаосе 190 тыс., Таиланде 120 тыс. человек. Различаются (по преобладающему цвету женской одежды) несколько этнорегиональных групп: белые (самоназвание хмонг дау; китайское бай мяо; вьетнамское мео чан), чёрные (хмонг ду; хэй мяо; мео ден), красные (хмонг пе; хун мяо; мео до), синие (хмонг суа; цин мяо; мео сан), разноцветные (хмонг лен; хуа мяо; мео хоа), а также по длине юбок: Мяо в длинных и коротких юбках и др. Язык группы мяо-яо австроазиатской семьи, диалекты многочисленны и взаимонепонимаемы. 

Полный текст публикации

МЯО (китайское), мео, хмонг (самоназвание), народ на юге Китая, севере Вьетнама, в Лаосе, Таиланде, Мьянме. Общая численность 8,53 млн. человек, в том числе в Китае 7,65 млн., во Вьетнаме 550 тыс., Лаосе 190 тыс., Таиланде 120 тыс. человек. Различаются (по преобладающему цвету женской одежды) несколько этнорегиональных групп: белые (самоназвание хмонг дау; китайское бай мяо; вьетнамское мео чан), чёрные (хмонг ду; хэй мяо; мео ден), красные (хмонг пе; хун мяо; мео до), синие (хмонг суа; цин мяо; мео сан), разноцветные (хмонг лен; хуа мяо; мео хоа), а также по длине юбок: Мяо в длинных и коротких юбках и др. Язык группы мяо-яо австроазиатской семьи, диалекты многочисленны и взаимонепонимаемы. В начале 20 века миссионеры делали попытки создать письменность Мяо. В 1956 для китайских Мяо были разработаны три вида письменности по основным диалектам.
Первоначально предки Мяо входили в состав союза сань мяо и жили на востоке современной провинции Хунань и западе провинции Гуйчжоу, они создали государство Чу, игравшее важную роль в истории южных районов. Первоначально термин "мяо" употреблялся расширительно, для названия народов Южного Китая. Начиная с конца 1-го тысячелетия нашей эры он связывается преимущественно с предками современных Мяо. Переселения Мяо не прекращались как по Китаю, так и в страны Юго-Восточной Азии вплоть до начала 20 века.
Основное занятие: террасное поливное пашенное и мотыжное земледелие (рис, овощи, бобовые), на богаре - кукуруза, гречиха, конопля и др. Важную роль сохраняют скотоводство, птицеводство, рыболовство, лесоводство (рубка и сплав леса), охота, собирательство. Развиты разнообразные ремёсла.
Традиционное жилище - наземное свайное и полусвайное (на склоне горы), преимущественно деревянное, крыша соломенная или черепичная. В двухэтажном жилище нижний этаж для скота, верхний - жилой.
Мужской костюм - прямозастёжная куртка и короткие штаны, женский - двубортная кофта и несшитая юбка, сильно различалась по районам, обычно богато украшенная вышивкой и батиком, с большим количеством ажурных серебряных украшений.
Основа пищи - рис, овощи, мясо, рыба, масло растительное.
По уровню развития социально-экономических отношений Мяо мало чем отличались от соседних китайцев. Деревня строилась по общинно-патронимическому принципу. Семья малая, моногамная, патриархальная, сохранялись пережитки кросскузенного брака. Глава патронимии одновременно выполнял функции жреца.
Традиционной была вера в добрых и злых духов, в каждом предмете имелся свой дух (куенг), высшим духом почитался дух грома. Существовал культ предков, постепенно стали распространяться даосизм и буддизм, начиная со второй половины 19 века работу вели католические миссии. У Мяо своё летосчисление. В Новый год, который приходится на период сентябрь - декабрь по лунному календарю и празднуется в течение двенадцати дней, совершается жертвоприношение в поле, дома, устраивается бой быков, лошадиные скачки, танцы с барабаном. Богато народное творчество.
А.М. Решетов // НиРМ 

0.048337936401367