Мьянма

МЬЯНМА, мямма, мьянмы, мран (самоназвание), бирманцы, народ, основное население Мьянмы. Численность 33,35 млн. человек, из них 33 млн. человек в Мьянме. Живут также в Индии, Камбодже, Лаосе и др. Язык бирманский центральной группы сино-тибетской семьи. Мьянма - в основном буддисты. 

Полный текст публикации

МЬЯНМА, мямма, мьянмы, мран (самоназвание), бирманцы, народ, основное население Мьянмы. Численность 33,35 млн. человек, из них 33 млн. человек в Мьянме. Живут также в Индии, Камбодже, Лаосе и др. Язык бирманский центральной группы сино-тибетской семьи. Мьянма - в основном буддисты.
Предки Мьянма - тибето-бирманские народы - переселились на территорию современной Мьянмы из Восточного Тибета (начиная с 1-го тысячелетия до нашей эры), постепенно ассимилировав автохтонных мон-кхмеров. Ранние мигранты - народ тете (сок), столкнувшись с монскими группами, прочно освоившими равнины средней и нижней Мьянмы, частично вошли в состав араканцев, на юго-западе часть стала предками чинов. Другой важный компонент, вошедший в состав Мьянма,- народ пью, или пяо, к 4 веку занял среднее течение Иравади, основав там государство Шрикшетру. В 5 веке у пью уже господствовал буддизм и была своя письменность на основе языка пали. Часть пью переселилась в Аракан (Ракхайн).
В 9 веке на среднюю Иравади проникает этническая группа мранма, ставшая ядром народа Мьянма. Происхождение их связывают с цянами (цянь), древним скотоводческим народом Северо-Восточного Тибета и Сычуани. Мранма продвинулись на равнины Центральной и Южной Мьянмы в плодородный район Чаусхе, ставший центром консолидации Мьянма. В 11 веке они создают крупное государство Паган, консолидируются с остатками пью, ассимилируют неродственные народы; в результате ассимиляции части палаунг и шанов появляются субэтнические группы Мьянма: камман, мямма лэйя на северо-востоке Мьянмы.
В ходе дальнейшего продвижения на юг Мьянмы Мьянма ассимилировали близкородственных араканцев (сохраняющих своеобразие благодаря приверженности к исламу). Разгром в середине 18 века монских государств способствовал включению в состав Мьянма и монского населения, наиболее ощутимого в двух южных субэтнических группах Мьянма - мергуйцах и тавойцах. На озере Инле в условиях шанского окружения обособилась субэтническая группа инта. Англо-бирманские войны (1824-85) и последующий период колониальной зависимости вызвали мощное освободительное движение, сыгравшее важную роль в национальной консолидации и приведшее к обретению независимости в 1947. Усилилась национальная консолидация Мьянма.
Основное занятие - поливное пашенное земледелие (рис). В отличие от других крупных народов Индокитая Мьянма пашут не на одном, а на двух быках или буйволах. Большую роль играет овощеводство. Разводят тягловый скот, свиней и кур. На морском побережье развита рыбная ловля, в лесах - заготовка древесины железного дерева и др. Для традиционных ремёсел характерны цехи мастеров по лаку, серебру, изделиям из драгоценных камней, бамбука, вышивке. Развиты гончарство, ткачество и др. Часть Мьянма работает на нефтепромыслах и в обрабатывающей промышленности.
Традиционная деревня состоит из нескольких групп усадеб. Жилище - свайное, из бамбука, характерное и для других тибето-бирманских народов (чины, нага). Перед входом веранда, на которой протекает вся жизнь семьи. Кухонный очаг на веранде или в специальном помещении, часто недалеко от дома. Спят на матрацах из хлопка.
Мужская одежда состоит из куртки с прямыми застёжками и прямой несшитой юбки (лонджи), завязываемой спереди узлом. На голове носят повязку с узлом на боку или шёлковую на каркасе шапочку, у женщин куртка застёгивается на правом боку и заправляется в юбку-тамейн (близка лонджи). В старину носили накидку-плащ, застёгиваемый на правом плече застёжкой (близок накидкам чинов и нага). Обувь - сандалии. Была распространена татуировка.
Основа питания - рис. Пирожки из риса нового урожая подносят богине плодородия и любви. Клейкие сорта риса идут для праздничных блюд. С рисом обычно едят супы и овощи. Характерен нгапи - острый соус из ферментированной рыбы. Мясные блюда едят с пряностями из имбирных растений. Было распространено жевание бетеля. Курят традиционные сигары (чируты).
В районах поливного рисосеяния у Мьянма сильна производственная роль общин. В других местах общинная деятельность была ограничена лишь заботой о буддийском храме и школе при нём. Семья малая. Брак патрилокальный, наследование имущества патрилинейное. Существовал обычай ранней помолвки (у высших слоёв). У крестьян большую роль играл свободный выбор брачного партнёра.
Из традиционных обрядов характерен ритуал наречения имени. В традиционном быту большое значение придаётся гороскопам. Наиболее популярный праздник - Новый год (Тхинджан) с обливанием водой. У Мьянма сильны традиции культа духов - натов. Развит фольклор, народный театр (марионеток, теневой, актёра), танцы и музыка.
Я.В. Чеснов // НиРМ 

0.068474054336548