Мундуруку

МУНДУРУКУ (от названия муравьёв на языке одного из соседних племён), вейдьене (самоназвание - "наши люди"), индейский народ в Центральной Бразилии. Живут к востоку от верхнего течения реки Тапажос и в междуречье Тапажоса и нижней Мадейры. Численность (около 1 тыс. человек) сокращается в результате ассимиляции. Говорят на языке мундуруку (или пари, или карас) макросемьи тупи. Распространён португальский язык. Мундуруку - католики. 

Полный текст публикации

МУНДУРУКУ (от названия муравьёв на языке одного из соседних племён), вейдьене (самоназвание - "наши люди"), индейский народ в Центральной Бразилии. Живут к востоку от верхнего течения реки Тапажос и в междуречье Тапажоса и нижней Мадейры. Численность (около 1 тыс. человек) сокращается в результате ассимиляции. Говорят на языке мундуруку (или пари, или карас) макросемьи тупи. Распространён португальский язык. Мундуруку - католики.
В прошлом Мундуруку - одно из наиболее сильных и многочисленных племён (в 1819 численность до 18-40 тыс. человек). Контакты с португальцами с 1768. До 1795 нападали на португальские поселения на Амазонке. Впоследствии стали основными союзниками европейцев в Центральной Бразилии. До 1912 (особенно интенсивно до 1850) вели истребительную войну против соседних (кроме апиака) индейских племён (особенно кауахиб и мура), частично инспирированную португальцами, которые снабжали Мундуруку ружьями и другими европейскими товарами в обмен на маниоковую муку и каучук. Мундуруку совершали военные экспедиции на расстояние до 800 км, длившиеся иногда более года. Большая часть племени, переселившаяся в результате этих походов на средний Тапажос и в низовья Мадейры, к концу 19 века была ассимилирована бразильцами.
У некоторых групп, оставшихся в саваннах верховьев Тапажоса, до 1970-х годов сохранялись черты традиционной культуры - ручное подсечно-огневое земледелие (горький и сладкий маниок, ямс, батат, кукуруза, фасоль, бананы, рис, картофель, сахарный тростник, тыквенные, ананасы, хлопок, перец), в сухой сезон охота, рыболовство, собирательство.
Материальная культура современных Мундуруку близка культуре бразильского сельского населения Амазонии. Многие мужчины работают на золотых приисках, сборщиками каучука и пр.
Большая материнская семья живёт в отдельном доме, в прошлом овальном в плане, с крышей, спускавшейся до земли, затем - прямоугольном под двускатной крышей. 2-5 домов стоят вокруг площади, в западной части которой находится мужской дом - огромный открытый навес, обращённый к востоку.
Женатые сыновья вождя деревенской общины со своими семьями продолжают жить вместе с отцом. Несколько десятков патрилинейных тотемических родов образуют две экзогамные фратрии - "белых" и "красных", связанные отношениями ритуального обмена и соперничества.
Мужчины каждой деревни владеют комплектом из трёх священных горнов, связанных с культом предков. До начала 20 века была развита охота за головами. Принесённые из похода головы врагов в течение трёх лет являлись объектами культовых действий, затем (утратив магическую силу) хранились в мужском доме. Главный герой мифов Мундуруку - первопредок Карусакайбё.
Ю.Е. Берёзкин // НиРМ

0.067631006240845