Монтанье-наскапи

МОНТАНЬЕ-НАСКАПИ ("монтанье" - французское "горцы", "наскапи" - предположительно от "унаскапивак" в диалекте монтанье - "нецивилизованные, не имеющие религии"), индейский народ группы алгонкинов в Канаде (провинции Ньюфаундленд и Квебек). Живут на большей части полуострова Лабрадор (кроме его самых северных районов). Численность 18 тыс. человек. Делятся на группы: монтанье (северная часть бассейна реки и залива Святого Лаврентия и восток полуострова Лабрадор), наскапи (север центральной части полуострова Лабрадор до Форт-Шимо у залива Унгава), восточные кри-мистассини (восточная часть бассейна заливов Джеймса и Гудзонова). Говорят на восточных диалектах языка кри. 

Полный текст публикации

МОНТАНЬЕ-НАСКАПИ ("монтанье" - французское "горцы", "наскапи" - предположительно от "унаскапивак" в диалекте монтанье - "нецивилизованные, не имеющие религии"), индейский народ группы алгонкинов в Канаде (провинции Ньюфаундленд и Квебек). Живут на большей части полуострова Лабрадор (кроме его самых северных районов). Численность 18 тыс. человек. Делятся на группы: монтанье (северная часть бассейна реки и залива Святого Лаврентия и восток полуострова Лабрадор), наскапи (север центральной части полуострова Лабрадор до Форт-Шимо у залива Унгава), восточные кри-мистассини (восточная часть бассейна заливов Джеймса и Гудзонова). Говорят на восточных диалектах языка кри. К ним примыкает группа индейцев в районе верхнего течения реки Сен-Морис (юго-западный Квебек), принявшая в 1970-е годы название аттикамек - по наименованию индейцев, обитавших там в 17 веке; говорят на одном из западных диалектов языка кри. Монтанье-наскапи - главным образом католики; большая часть восточных кри - англикане, меньшинство - евангелисты, пятидесятники, католики. Сохраняются традиционные верования.
Контакты с европейцами с 16 века. С начала 17 века среди Монтанье-наскапи действовали французские миссионеры; с середины 19 века - английские миссионеры среди восточных кри. В 17-19 веках вовлечены в торговлю пушниной, изменившей социальную организацию. В 18-19 веках вокруг торговых факторий складываются аморфные полуоседлые группы, состоящие из более мелких промысловых групп. У мистассини в 19 - начале 20 века промысловая группа (3-5 малых семей) - основная социальная единица, владеющая охотничьей территорией, со своим неформальным лидером. У монтанье на юго-востоке Лабрадора к середине 20 века промысловые группы не имели определенной охотничьей территории, стабильных состава и лидерства.
Во 2-й половине 20 века Монтанье-наскапи переходят к оседлости в крупных посёлках из сборных домов, часть сочетает работу по найму с зимним трапперством. Традиционные средства транспорта, к которым в начале 20 века добавилась заимствованная собачья упряжка, вытеснены в 1970-х годах мотонартами.
Традиционная культура типична для индейцев Субарктики (см. в статье Индейцы). Занимались охотой, рыболовством, отчасти собирательством (на юге у монтанье - дикий виноград, яблоки, ягоды, орехи, кленовый сок).
Характерна высокая сезонная мобильность; кроме берестяного каноэ, тобоггана и снегоступов использовали сани-каноэ (весной по мокрому снегу).
Основная традиционная социальная единица - многосемейная группа (общее жилище, 15-20 человек), зимой они объединялись в группы по 50-70 человек, а те составляли региональные группировки (до 300 человек). Потестарная организация была не развита.
Матрилокальный (предположительно) брак сменился патрилокальным; у мистассини - с кратковременным матрилокальным поселением в первые 3 года брака. Были распространены кросскузенный брак, полигиния, известны сорорат и левират.
Традиционные верования - промысловые культы, шаманство. Существовали мифы о трикстере Джокабише и др. В 1970-е годы сформировалось региональное самоуправление: у восточных кри - Большой совет кри (Квебека) и другие органы, у аттикамеков - Совет аттикамеков-монтанье. Распространено преподавание на родном языке, часть начальных школ контролируется общинами, появляются учителя-индейцы.
В.А. Тишков, А.А. Истомин // НиРМ 

0.067034006118774