Миштеки

МИШТЕКИ (на языке науатль - "белый народ"), индейский народ в Мексике (в основном на севере и западе штата Оахака, частично - на востоке штата Герреро и в штате Пуэбла). Живут в высокогорных долинах (Альта) и тропических низменностях тихоокеанского побережья (Коста). Численность 270 тыс. человек. Говорят на языке миштекской группы семьи ото-манге (имеет несколько диалектов). Распространён также испанский язык. Миштеки - католики. 

Полный текст публикации

МИШТЕКИ (на языке науатль - "белый народ"), индейский народ в Мексике (в основном на севере и западе штата Оахака, частично - на востоке штата Герреро и в штате Пуэбла). Живут в высокогорных долинах (Альта) и тропических низменностях тихоокеанского побережья (Коста). Численность 270 тыс. человек. Говорят на языке миштекской группы семьи ото-манге (имеет несколько диалектов). Распространён также испанский язык. Миштеки - католики.
Согласно этногоническим легендам, происходят из корней священного дерева в местности Апоала горной области Миштека-Альта (на западе современного штата Оахака; центр паломничества). Вторжение Миштеков в долину Оахаки вызвало упадок государства сапотеков, позже расцвет смешанной миштеко-сапотекской культуры (государство со столицей в Монте-Альбане, позже - Митле).
В 11-12 веках в результате взаимодействия Миштеков с науа на территориях современных штатов Пуэбла и Тлашкала возникла культура миштека-пуэбла, оказавшая большое влияние на многие народы Центральной Мексики, в том числе на ацтеков и сапотеков. Из Пуэблы науа вытеснили Миштеков в Восточную Оахаку, где они потеснили на юг и восток сапотеков, позже победив в войнах чатинов, вышли к Тихому океану. В 15 веке враждующие между собой княжества Миштеков (Тилантонго, Тутутепек и др.) попали в зависимость от ацтеков; в 1523 завоёваны испанцами.
Основные традиционные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза, фасоль, тыквы, перец-чиле, томаты, хлопок, какао, папайя, бананы, агуакате), охота, рыболовство, собирательство (в Альте - сок магея для пульке), разведение домашней птицы (праздничная и ритуальная еда), пчеловодство.
Традиционные ремёсла - узорное ручное ткачество, окраска нитей и тканей, гончарство (на Косте - расписные сосуды, игрушки), плетение (сумки, циновки, корзины, шляпы с цветным орнаментом); выделяются плетёные изделия ичкатеков (этнографические группы в городе Санта-Мария-Ичкатлан на востоке Миштека-Альта) - шляпы - "ичкатеко", корзины - для поминальных обрядов с зоо- и антропоморфными изображениями. Мужчины-ювелиры в городах Оахаки. Распространено отходничество на плантации.
Жилище в основном общецентральноамериканского типа (см. в статье Мексиканцы), встречаются круглые жилища с конической крышей, срубные жилища и круглые амбары на сваях (с ульями на стенах в плетёных корзинах), паровые бани (у ичкатеков - подземные).
Традиционная женская одежда - белые орнаментированные уипили с треугольным вырезом, тёмные запашные юбки с тканым узором, закладывающиеся в складки спереди и сзади, синий или красный пояс, тёмно-синие платки; по праздникам надевают по 2-3 уипиля разной длины. В изолированных областях верхняя часть тела обнажена, иногда на голове носят половинки сухих тыкв.
Мужчины носят белые домотканые короткие штаны, белые широкие рубахи, сандалии, плетёные шляпы, шерстяные серапе и хоронго (типа пончо), тканые пояса, к поясу привязываются узорные тканые сумочки. Старейшины носят чёрные фетровые шляпы с широкими полями и высокой тульей. В городах распространена креольская одежда.
Пища - характерная для мексиканцев; употребляют тепаче - алкогольный напиток из сока сахарного тростника, какао, на Косте - кокосовое молоко.
Поселения делятся на 2 или 4 квартала, ранее экзогамные, каждый во главе со старейшиной. В поселениях со смешанным населением Миштеки образуют отдельный квартал. Семья малая или расширенная, брак патрилокальный, встречается полигиния, в Альте - отработка за невесту (2 года). Распространяется неолокальное поселение.
Сохраняются дохристианские культы богов дождя и плодородия, предков, камней, рек, колодцев, деревьев - покровителей семьи с жертвоприношениями, танцами, при участии жрецов-шаманов, нагуализм, аграрные и другие обряды. Богат фольклор (легенды, сказки, песни, танцы, игры). Шаманы и знахари лечат и прорицают под действием наркотических грибов и семян.
А.А. Бородатова // НиРМ 

0.071271896362305