Михе

МИХЕ, мише (самоназвание), индейский народ в Мексике (северо-восток штата Оахака и юг штата Веракрус). Численность 75 тыс. человек. Язык семьи михе-соке, диалекты объединяются в восточную и западную группы. Михе близки к соке и пополука. Михе - католики. 

Полный текст публикации

МИХЕ, мише (самоназвание), индейский народ в Мексике (северо-восток штата Оахака и юг штата Веракрус). Численность 75 тыс. человек. Язык семьи михе-соке, диалекты объединяются в восточную и западную группы. Михе близки к соке и пополука. Михе - католики.
Преобладает мнение, что предки народов Михе-соке - создатели ольмекской цивилизации (конец 2-го - середина 1-го тысячелетия до нашей эры). Однако скорее Михе-соке в 1-м тысячелетии до нашей эры были вытеснены с юга Пуэблы и севера Оахаки на юг и восток и способствовали падению городов ольмеков. В начале 1-го тысячелетия нашей эры миграция сапотеков в Восточную Оахаку разделила Михе и соке. Имели вождества (центры Айютла, Чималапа), к 16 веку зависимые от ацтеков. Испанское завоевание (1522) вызвало ожесточённое сопротивление Михе.
Основные традиционные занятия - ручное подсечно-огневое (местами - пашенное) земледелие (кукуруза, фасоль, тыквы, сладкий маниок, томаты, хикама, ананас, папайя, агава, ачиоте; с середины 19 века - кофе - главная экспортная культура), охота, рыболовство (с использованием ядов), пчеловодство, животноводство (свиньи, в отдельных районах коровы, лошади), разведение домашней птицы.
Ремёсла - ткачество (из коричневых и белых нитей) на вертикальном ручном станке, гончарство, плетение, изготовление подвесных мостов из лиан. Современные Михе работают по найму на кофейных плантациях.
Традиционное жилище - на невысокой земляной платформе, прямоугольное, часто с закруглёнными углами, с крутой соломенной крышей, с фасада - веранда с очагом. Во дворе амбар на столбах, кухня, паровая баня (иногда находится в пристройке к дому). Характерны для Михе зооморфные деревянные табуретки, полые внутри.
Традиционная женская одежда - запашные длинные юбки, платки-накидки, верхняя часть тела обнажена, в городе - уипили (заимствованы у сапотеков). Мужской костюм креольского типа.
Семья расширенная и малая, брак патрилокальный, реже - неолокальный, распространены полигиния, отработки за невесту (до 1 года). Некоторые поселения делятся на два квартала - пережиток дуального деления общин.
Сохраняются вера в чанеков (горных духов - хранителей дичи и дождя), нагуализм, колдовство, жертвоприношения, шаманство. Характерны мифы о героях-близнецах, богах молнии и грома, подземного мира и кукурузы. Колдуны и лекари принимают наркотические грибы и семена вьюнков. Лечебные обряды проводятся в паровой бане.
А.А. Бородатова // НиРМ 

0.073457956314087